=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
* 8-10 апреля 2021 г. ст.ст., среда–пятница 6-й седмицы Великого поста.
Миницикл –
пунктирно о Нагорной проповеди.
2 пути,
узкие и широкие врата (стт. 13-14):
> По плодам их узна́ете их > Поиск признаков святости <в других людях> всегда более характеризует ищущего, чем святого. Христос от начала элитаризировал Своё собирание людей через «имеющий уши слышать, да слышит» или абсурдизм и ригоризм Своей проповеди. Но для остальных в Евангелии достаточно притч, которые для простого народа проще понять как банальные истины или афоризмы того же сорта. Например, знаменитое: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узна́ете их» (Мф.7,15-16). Это стало крылатой фразой. (Многие другие фразы Христа тоже окрылились и, улетев, стали жить своей жизнью). Но при всей простоте и очевидности этого критерия в нём можно выделить несколько аспектов, которые в целом девальвируют его ценность, превращая принцип узнавания святости «по плодам» в красное словцо для жаждущего народа. > <...> во-первых, это ж какими слабыми в абстрактном мышлении нужно быть, чтобы получить такой совет?! Критерий «по плодам» предполагает неспособность слушателя принять более-менее сложное словесное предупреждение. Плоды мы познаём по тому, что они нам (не)нравятся. Но когда это наступает на практике, тогда уже не нужны советы по узнаванию «волков», и совет «по плодам» оказывается опоздавшей бессмыслицей. > Во-вторых, как же фарисейски высоко мы должны превозносить свои «плоды» (отсюда и правильность своих понятий о правильных «плодах») перед чужими, чтобы основание нашего предпочтения не вызывало у нас сомнений?! Метод определяет результаты поиска. Как показывает опыт <изучения> сектантства, если метод обнаружения не совпадает с предметом, то он не будет обнаружен. И наоборот: если представления о «волке» указывают на козу, то в качестве волка обнаружена будет именно она. Вместо критического обсуждения системы определения «плодов» нам предлагается доверять ей априори. В результате, используя критерий «по плодам», паства не будет видеть лжепастырей в упор до той самой поры, пока они ей не станут неприятны. Только тогда овца и определит, что это волк, когда он уже её ест. > В-третьих, увидеть <плоды, даже созревшие, могут далеко не все>. Это не так просто, как кажется стороннему взгляду. Принцип «по плодам узна́ете», по-видимому, предполагает, что как раз с этим проблем не будет. Но практика показывает, что плоды самых дремучих сектантов только воодушевляют адептов этих сект. Даже разрушение семей часто воспринимается как признак духовного пути. Далеко ходить и не надо, этот момент поощряется в Евангелии: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий – жизни вечной» (Лк.18,29-30). > В-четвёртых, обсуждаемый критерий, оставляя людей на духовное самоуправление, ориентирует их на принцип удовольствия <(так как хорошие/плохие плоды предлагается распознавать по (не)удо-вольствию)>. Но разве в вопросе об истине (в данном случае истинности пастыря) мы можем руководствоваться удовольствием? «Разве удовольствие служило когда-либо доказательством истины? Отнюдь нет, скорее напротив: если чувство удовольствия соучаствовало в решении вопроса о том, что истинно, то это вызывает сильнейшее недоверие к "истине". Доказательство от "удовольствия" – это доказательство в пользу "удовольствия", и не более того. Кто, ради всего на свете, мог бы полагаться на то, что именно истинные суждения доставляют большее удовольствие, нежели ложные, и что, в согласии с предустановленной гармонией, именно они непременно повлекут за собой приятные чувства? Опыт всех строго мыслящих, глубоких умов учит обратному» (Ницше. Антихристианин, § 50). Определение истины не может быть сужено до области приятного. Иначе мы будем походить на человека из анекдота, который ищет ключи не там, где их потерял, а там, где удобнее искать. «Служение истине – самая тяжкая служба», – продолжает философ, – иногда приходится «быть суровым к своему сердцу, презирать «красивые чувства»». «Приходится жертвовать почти всем, к чему обыкновенно привязаны наше сердце, наша любовь, наше доверие к жизни. Для этого необходимо величие души». И возможно, если нам совершенно не нравятся «плоды» того или иного оратора или пастыря, ошибаемся мы, а не он. [
протоиерей Вячеслав Рубский.
лжепророки,
плоды (стт. 15-23):
притча
о двух строителях, дом на камне (24-27):
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Пусть
не завидует сердце твое грешникам, пусть всегда боится ГОСПОДА, ибо наступит будущее, / и твоя надежда не погибнет. Слушай, сын, и становись мудрым, на верный путь направь сердце. Не будь с теми, кто упивается вином / да объедается мясом, ибо пьяница и обжора обнищают, а лень тебя вырядит в лохмотья. Слушайся отца, что породил тебя, а состарится мать – не презирай ее. Приобретай истину и не растеряй ни мудрости, ни воспитания, ни разума. Отец праведника возликует, родитель мудреца не нарадуется. Да возрадуются твои отец и мать, да возликуют твои родители! Сын! Ко мне обрати свое сердце, взор к моим путям направь. Блудница – что глубокая яма, чужая жена – что узкий колодец, она – что разбойник в засаде, умножает число преступлений. У кого это охи да вздохи? / У кого это ссоры да жалобы? У кого синяки невесть откуда? / У кого муть в глазах? У тех, кто засиживается за вином, всё выискивает вина пряные. Не гляди на вино, как оно алеет, как в чаше играет, / да как пьется легко; потом ведь укусит, как змея, / ужалит, как гадюка; засмотришься тогда на чужих женщин, и придут на ум превратные мысли; словно ты улегся среди моря, / на верхушке мачты улегся. "Били меня, – скажешь, – а мне нипочем, колотили – а я и не чувствовал; а уж как просплюсь, / так примусь за старое". Не завидуй людям злым, / не стремись стать одним из них, жестокие затеи у них на уме, их уста кому-то беду готовят. Мудростью возводится дом, / разумением он прочен, а знание наполняет покои достатком драгоценным и желанным. Кто мудр, тот силен, / кто обладает знанием, тот могуч. ..... Выручай ведо́мых на смерть! Избавишь ли обреченных на гибель? Ты скажешь: "Мы же не знали об этом!" Но Испытующий сердца понимает, всё знает Страж твоей жизни – Он каждому воздаст по заслугам.* (Пр.23:17-24:5,11-12/&/) * * * *
Каждый день они взывают ко Мне, * * * *Душеполезную
завершив Четыредесятницу, ********************************************* /+/
чтение среды; нов.пер. РБО, 2004 г., А. Графов. /&/
включает бо́льшую часть чтения четверга; нов.пер. РБО, 2000 г. /*/ по переводу о. Амвросия (Тимрота) с изменениями. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4058.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|