=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
*
14 марта 2021 г. ст.ст., суббота
2-ой седмицы Великого Поста.
к
апостольскому чтению:
к
евангельскому чтению:
Мф.5:17-20:
Иисус, Сын Божий, единственный, у кого есть полное единство с Богом, заново утверждает Закон, тем, что Он пришел исполнить закон древнего союза-завета. Раз Он был единственным, кто это делал, то только Он и мог верно учить Закону и исполнению Закона. Ученики должны были это понять, когда Он это сказал, ибо знали, кто Он. Иудеи {Ясно, что первые ученики Иисуса тоже были иудеями/евреями, но автор, очевидно, использует это слово в том же смысле, что и автор 4-го Евангелия, который называет так иудеев, не верящих Иисусу, Его противников, а в особенности начальствующих. — Здесь и далее – прим. ред. рассылки.} этого понять не могли, поскольку Ему не верили. Потому они и должны были отвергнуть Его учение как богохульство, а именно как хулу на Закон Божий. Иисус, отстаивая истинный Божий Закона, должен был пострадать от поборников ложного закона. Он умирает на кресте как богохульник, как нарушитель Закона, так как Он утвердил истинный Закон против неверно понятого, ложного закона. Для Него единственный способ исполнить Закон — это умереть на кресте как грешник. Он сам, распятый, и есть совершенное исполнение Закона. Значит, Иисус Христос и только Он исполняет Закон, ибо Он находится в совершенном единстве с Богом. Он сам встает между учениками и Законом, а не Закон — между Ним и учениками. Путь учеников к Закону лежит через крест Христа. Так Иисус, указывая ученикам на Закон, который исполняет лишь Он, по-новому связывает их с собой. Он должен отвергнуть их связь с собой, возникающую помимо Закона, поскольку это — мечтательство, а потому и не связь вовсе, а просто полное освобождение от любых уз. {В англ. версии: He must needs reject the notion that men can cleave to him and be free from the law, for that spells enthusiasm, and so far from leading to adherence to Jesus, means libertarianism. — "Ему необходимо отвергнуть представление, что люди могут прилепиться к Нему и быть свободными от Закона, поскольку это вызывает восторженность и не ведет к приверженности Иисусу, а означает либертарианство".} Но при этом устраняется и беспокойство учеников о том, что связь с Законом может отделить их от Иисуса. Такое беспокойство может возникнуть лишь из неверного понимания Закона, которое действительно и отделило иудеев от Бога. А вместо этого становится ясно, что подлинная связь с Иисусом даруется только заодно со связью с Законом Бога. Но Иисус стои́т между учениками и Законом не затем, чтобы освободить их от исполнения Закона, а чтобы дать им силы к тому исполнению Закона, которого Он требует {В англ. версии: ...but to validate his demand that they should fulfil it — "...но чтобы подтвердить Его требование, чтобы они его выполняли".}. Именно связь с Ним ставит учеников в положение послушания {...they must obey the law as he does — "...они должны подчиняться закону, как подчинялся Он".}. Тот факт, что Иисус исполнил Закон до йоты, не отменяет для учеников ни йоты из Закона {"...не освобождает их от такого же послушания"}. Закон исполнен, вот и всё. Но именно это делает его впервые действующим должным образом, так что теперь в Царстве Небесном великим наречется тот, кто исполняет Закон и учит Закону. "Исполняет и учит" — нам напоминают, что можно учить Закону, не выполняя его, учить ему таким образом, чтобы он не мог быть исполнен. На Иисуса такое учение не может ссылаться. Закон предназначен для исполнения, и Иисус, конечно, его исполнил. Кто, следуя Христу, остается с Ним, с тем, кто исполнил Закон, тот исполняет Закон и учит Закону, следуя Христу. Лишь тот, кто исполняет Закон, может оставаться в общении с Иисусом. Учеников отделяет от иудеев не Закон, но «превосходящая праведность». Нам сказано, что праведность учеников превосходит праведность книжников. Потому что она нечто чрезвычайное, особенное. Здесь мы впервые встречаем слово περισσευειν {perisseuein, "превосходить, быть лучше"}, которое в стихе 47 будет иметь для нас большое значение. Мы должны спросить: в чём состоит праведность фарисеев? В чём — праведность учеников? Разумеется, фарисеи не заблуждались насчет Св. Писания, и они представить себе не могли, что Закону нужно учить, но не соблюдать его! Они хотели быть исполнителями Закона. Их праведность состояла в непосредственном, буквальном исполнении заповеданного в Законе. <...> Целью фарисея было полное соответствие его действий требованиям Закона. Тем не менее всегда имелся какой-то остаток, который надо было покрыть прощением. Его праведность оставалась несовершенной. Также и праведность учеников могла состоять лишь в исполнении закона. Кто не исполняет закон, не может быть назван праведным. Но у ученика преимущество перед фарисеем в том, что он фактически исполняет Закон безупречно. Как это возможно? Преимущество ученика — в том, что между ним и Законом стои́т совершенно исполнивший Закон, Тот, в единении с кем он живет. Перед ними не неисполненный, а уже исполненный Закон. Ученик еще не начал повиноваться Закону, а Закон уже исполнен, его требования уже удовлетворены. Праведность, которой требует Закон, уже налицо: это праведность Иисуса, всходящего на крест ради Закона. Таким образом, эта праведность — не долг, а совершенное и поистине личное общение с Богом, и Иисус не только несет в себе эту праведность, но и является ее личным воплощением. Он является праведностью учеников. Призвав их, Иисус сделал учеников причастными себе самому, даровал им единство с собой и, значит — сделал причастными своей праведности, даровал им ее. Праведность учеников — это праведность Христа. Это то, что имеет в виду Иисус, когда предваряет свое учение о «превосходящей праведности» указанием на то, что Он пришел исполнить Закон. Но праведность Христа — на самом деле праведность и учеников тоже. Конечно, строго говоря, она остается дарованной праведностью, дарованной призывом следовать Христу. {"Конечно, праведность учеников никогда не может быть личным достижением; это всегда подарок, который они получили, когда их призвали следовать за Ним".} Это праведность, которая заключается именно в следовании, и им было обещано в награду Царство Небесное. Это праведность у креста. Она принадлежит бедным, искушаемым, голодным, кротким, миротворцам, гонимым — которые терпят свою участь ради Иисуса, это зримая праведность тех, кто ради Иисуса является светом миру и городом на вершине горы. Вот чем праведность ученика превосходит праведность фарисеев; она основана исключительно на призыве к единству с тем единственным, кто исполняет Закон. Опять же, недостаточно учить о законе Христа (Его праведности), его нужно исполнять, иначе он окажется не лучше, чем старый закон, которому только учат, но который не исполняют. Далее ученикам рассказывается, как практиковать эту праведность Христа. Одним словом, это следование за Ним. Это настоящая и активная вера в праведность Христа. Это новый закон, закон Христа. [
Дитрих Бонхёффер.
см.
также:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Рано
утром, еще до света, Он вышел из дому, ********************************************* /*/ включает чтение субботы. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4035.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|