=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
* 25 декабря 2015 г. ст.ст., четверг. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. литургические чтения: Гал.4:4-7; Мф.2:1-12.
С ПРАЗДНИКОМ!
к апостольскому чтению: + + + сыновья, а не рабы! messia.ru/rasylka/010/2502.htm
* * *
> <....> Рождественский пост есть вопрос и призыв к каждому из нас. Вопрос: чем ты живешь, в чём твое главное сокровище – то, что в лучшие минуты наполняет тебя светом и радостью, дает смысл всей твоей жизни? И призыв пробиться сквозь суету и суматоху жизни к тому глубинному ее пласту, на котором человек, часто неведомо для себя, решает коренные вопросы своего бытия. > Только вернувшись к этому пласту, только достигнув некоей внутренней тишины и сосредоточенности, можно задуматься о приближающемся к нам Рождестве. Ибо за две тысячи лет христианской истории мы привыкли и, можно сказать, «оглохли» к нему. Ведь даже неверующий, шумный, деловой, лишь собою занятый мiр принял эту зимнюю передышку, это праздничное настроение, сияние елок, оживление за столом, легкую радость подарков. Всё это вошло в быт, стало общим достоянием и не вызывает особых вопросов. Но что, если задуматься, если вернуться к источнику всего этого – к простому, но такому необычному рассказу, с которого начинается Евангелие, начинается сама христианская вера? > Вот литературоведы часто употребляют термин «остранение». Он означает литературный прием, с помощью которого привычное, обыденное и в обыденности своей почти уже незаметное становится непривычным и странным. Но такое «остранение» необходимо не только в литературе, но и в духовной жизни. Нам нужно, бесконечно нужно учиться заново удивляться тому, что стало привычным и обычным. Нам нужно учиться выходить из обыденщины, чтобы приближаться к духовным источникам жизни. Праздник Рождества есть праздник пришествия в мiр Бога. Конечно, если верить в Бога, нет ничего странного в том, что Бог постоянно присутствует в нашей жизни, в том, что Он вездесущ. Для неверующих же не только Рождество, но и все разговоры о вездесущем Боге не имеют решительно никакого смысла. > Но сейчас речь о другом – о том опыте Бога, что раскрывается в праздновании Рождества, а этот опыт совсем не равнозначен простой вере в духовную силу, незримо присутствующую и равномерно разлитую всюду в мiре. Об этом опыте Бога стои́т задуматься не только верующему, но и неверующему. Верующему – потому что он, как уже сказано, слишком часто бывает глух к своей собственной вере, которая, сделавшись привычной, перестает опалять и преображать. Неверующему же – потому что его представление о вере основывается, как правило, на незнании истинной ее сущности. Итак, о чём же говорит нам Рождество – о каком пришествии Бога в мiр и о каком Боге? > Антирелигиозная пропаганда постоянно твердит, что Бог в представлении христиан – это всемогущий тиран, который управляет мiром откуда-то с неба и требует нерассуждающей веры, рабской покорности и слепого поклонения; что сама идея Бога неотделима от порабощения человека. Но разве не странно в таком случае, что евангельский рассказ о Рождестве буквально во всём противоречит этим утверждениям казенного безбожия? Ибо если о чём и говорится в нём, то не о всесилии и всевластии, а о немощи и смирении. > В самом деле, Бог приходит в мiр не как всемогущий тиран, а как беспомощный, беззащитный Ребенок. Где тут принуждение к «слепому поклонению»? Где «порабощение»? Не разрушаются ли здесь разом все расхожие представления о Боге, не обличается ли всё то, во имя чего атеисты требуют отказа от религии? Ведь они постоянно говорят: «Человек – это звучит гордо!» А здесь всё наоборот: Бог – звучит смиренно. Ничего внешнего, что принуждало бы человека унизиться, подчиниться, сдаться. Ибо не правда ли: увидеть и признать в этом Ребенке Бога можно только свободно! А это значит, что первая, главная и всеобъемлющая интуиция Бога в празднике Рождества есть одновременно и интуиция человеческой свободы. Всё рассказанное в Евангелии о Христе от Его рождения до смерти исключает всякий другой подход, всякую другую веру, кроме веры свободной. И если бы Бог был действительно таким, каким рисует Его безбожная пропаганда, Он не пришел бы в мiр, как говорит апостол Павел, «в образе раба» (ср. Флп.2:7). > <...> нужно почувствовать всю глубочайшую
неправду того выбора, перед которым ставит нас воинствующее
безбожие: «Если есть Бог, то человек – раб, и нет у него
свободы; если Бога нет, то человек – свободный хозяин своей судьбы».
Но Рождество говорит, что это неправда! Рождество есть великое
и радостное откровение о свободе человека, ибо Бога человек
призван увидеть не в силе, могуществе и славе, а в смиренном
Ребенке, в тайне смирения, и не подчиниться Ему он призван,
а полюбить Его, принять в свое сердце, обрадоваться всей
бесконечной красоте и глубине этого смирения. Но ни полюбить,
ни обрадоваться, ни принять в сердце нельзя, > И вот снова приближается всё тот же призыв к самому глубокому, самому лучшему, самому свободному в нас — призыв выбрать между свободой призрачной и свободой настоящей; между человеком, превращающим себя во «всесильного бога», и Богом, являющим себя в смиренном Человеке; между подчинением внешним авторитетам, призрачным ценностям, ограниченным истинам и свободой встречи с духом и истиной. И всё это – призыв Рождества, правда Рождества, сила Рождества. Вот почему звучат в церквах эти удивительные слова: «Христос рождается, славьте; Христос с небес, встречайте; Христос на земле, возноситесь!» [ протопресвитер
Александр Шмеман.
Из радиобесед (цикл Рождественского поста), оп. в кн. '"Беседы на Радио "Свобода"', т. 1 под заглавием "Бог – звучит смиренно" ]
+
+ + Разрешен
связанный Адам, и свобода всем верным дарована... +
+ + В
день сей, когда Богатый стал Нищим нас ради...
(+ссылки) +
+ + В.Н. Кузнецова: Избиение младенцев. Назарет
и Назорей
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Рождество Твое, Христе Боже наш, * * * *Когда Иисус отправлялся в путь, к Нему
подбежал человек и, ********************************************* /*/ еванг. чтение четверга. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3365.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru |
|||||
|