=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 21 декабря 2015 г. ст.ст.,
воскресенье 31-е по Пятидесятнице. литургические чтения: Евр.11:9-10,17-23,32-40;
Мф.1:1-25.
> 1.18-25 РОЖДЕНИЕ ИИСУСА
> 25 Сына – в некоторых рукописях: «Сына своего, первенца». > 18 Лк 1.27
21 Пс 130(129).8; Мф 1.25; Лк 1.31; 2.21; Деян
4.12 23 Ис 7.14; 8.8,10 (LXX)
> Ст. 18 – Рассказ о рождении Иисуса тесно связан с родословной, дословно стих звучит так: «А что же касается Иисуса Христа, то Его рождение было так». Здесь снова, как и в ст. 1, употреблено греческое слово «ге́несис», и его можно понимать и как рождение, и как происхождение, и как новое творение. > Мария – это имя звучит как Мирьям, и в Евангелии от Луки оно встречается в двух формах – как «Мария» и как «Мариам». Была обручена с Иосифом – по еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в двенадцать или в двенадцать с половиной лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Прежде чем они вступили в брак – этот год невеста оставалась в родительском доме, а затем муж брал ее в свой дом, и тогда она уже фактически становилась его женой, так что случалось, что юная невеста могла стать вдовой, так и не став по-настоящему женой. Нарушение верности невестой считалось тяжким грехом и в древности каралось смертью через побиение камнями. В новозаветные же времена муж обязан был публично обвинить жену в измене и развестись с ней, после чего на ней всю жизнь оставалось клеймо позора. > Ст. 19 – Благочестивый – буквально: «праведный». Вероятнее всего, праведность понимается как строгое исполнение всех повелений Закона Моисея. Будучи «праведным», Иосиф был обязан развестись с Марией. Такую точку зрения разделяют многие Отцы Церкви (Иоанн Златоуст, Амвросий, Августин). Правда, Климент Александрийский и Иероним пытались понять слово «праведный» как «добрый, человеколюбивый, кроткий». Иосиф действительно был таким, но скорее всего не в силу своей «праведности», а вопреки ей. Решил разорвать помолвку, но тайно – некоторые экзегеты, вслед за Евсевием, полагали, что Иосиф тайно разорвать помолвку, потому что знал о том, что ребенок от Духа Святого. Но этому противоречат последующие стихи. Чтобы разорвать помолвку (дословно: «отпустить Марию»), не позоря Марию, ему нужно было бы дать ей свидетельство о разводе, скрепив его подписями двух или трех свидетелей. При этом объяснять причину развода было необязательно. > Ст. 20 – Ангел Господа – это не один из многочисленного сонма Божьих вестников: в Ветхом Завете Ангел Господень был как бы Божьей ипостасью, означая непосредственное присутствие Бога. Он посылает Иосифу свидетельство во сне, обращаясь к нему со словами «сын Давида». Это единственное место в Новом Завете, где этим титулом назван кто-то другой, а не Иисус. Откровения часто давались во сне (см. Иов 33.15-17, а также Книги Бытия и Даниила), им придавали первостепенную важность и в греко-римском мире. Откровение дано Иосифу, в дальнейшем оно тоже будет даваться ему. Матфей ничего не говорит об откровениях Марии. Ведь это Иосиф потомок Давида, и через него им станет и Иисус. Матфей рассказывает эту историю с точки зрения Иосифа, а не Марии, в отличие от Луки, у которого Иосиф играет второстепенную роль. Не бойся взять Марию в жены – дословно: «Не бойся взять Марию», что может означать и то, что она в будущем станет его супругой в полном смысле этого слова, или же что отныне она будет жить в доме Иосифа. Ребенок, которого она носит, зачат от Духа Святого. Как и в ст. 16, когда говорится о рождении Иисуса, употреблен пассивный залог (так называемый passivum divinum), употребляемый в тех случаях, когда субъектом предложения является Бог (в греческом дословно: «рожденное в ней»). Такова воля Бога, а не Марии или Иосифа. Дух Святой – в Евангелиях это всегда Божий Дух, то есть сила, исходящая от Бога, Его Божественная энергия, которой Он действует в мире. > Ст. 21 –
Она родит сына, и ты назовешь Его Иисусом –
будущее время, употребленное здесь, не является простым предсказанием
будущего, а имеет модальное значение: «она должна родить
Сына, и ты должен назвать…» (ср. 5.43; 21.3; 27.4). Имя ребенку
давалось на восьмой день после рождения, во время обрезания.
Оно давалось отцом, и было знаком того, что отец признаёт
ребенка своим сыном. Хотя, как следует из предыдущих стихов,
Иосиф не был реальным отцом Иисуса, по Закону единственно
важным было не биологическое родство, а юридическое признание
отцовства, так как отец наделял признанного им сына правами
наследования имущества. Иисус – это грецизированный
вариант имени, которое по-еврейски звучало как Йешу́а и «Йешу»
(сокращенный вариант полного имени «Йехошу́а»). Хотя его точная
этимология неизвестна, наиболее вероятно, что оно значит «Яхве –
мое спасение». Ангел велит Иосифу дать такое имя, потому в нем
заключается сущность Того, кто будет рожден Марией от Духа Святого:
Он спасет Свой народ от грехов (ср. 1Цар 25.25: «Каково
имя его, таков и он»; см. также Мф 16.17-18). Под Своим
народом, несомненно, понимался тогда народ Божий Израиль. Хотя
большинство людей в Израиле видели в грядущем Помазанника
великого и победоносного Царя, который освободит народ <...> > Ст. 22 – Никто из евангелистов не указывает так часто на то, что в жизни и земном служении Иисуса исполнились многие пророчества Священного Писания, он подчеркивает это формулой: «Всё это произошло, чтобы исполнилось…» Матфей употребляет ее двенадцать раз (см. 2.23; 8.17; 13.35 и др.), в то время как Лука всего лишь однажды, а у Марка нет ее совсем. Пророчества даются самим Господом, пророк есть лишь Его уста (в греческом дословно: «через пророка» – тринадцать раз у Матфея). > Ст. 23 – Матфей приводит слова Исайи в том варианте, который предлагает Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета), где еврейское слово «алма́ («молодая женщина» – обычно еще не рожавшая) переведено словом «парте́нос», что означает «девушка, девственница» (еврейский чаще употребляет в этом значении другие слова: «бетула́» и реже «наара́»). Исайя пророчествовал, имея в виду конкретные события своего времени: очень скоро у царя Ахаза родится сын, вероятно, имеется в виду Хизекия, и еще во время его младенчества минует опасность, исходящая от Сирии и Самарии, и будут сокрушены эти два царя, которые были врагами Ахаза. На исполнение этого пророчества, по словам Исайи, потребуется столько времени, сколько нужно молодой женщине (вероятно, невесте или жене царя) на то, чтобы зачать, выносить и родить ребенка: «прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее». Казалось бы, пророчество совсем не о рождении грядущего Мессии, и в раввинистической литературе этот текст никогда не считался мессианским. Но если мы почитаем Исайю дальше, то будем поражены, увидев, как внезапно изменится тон рассказа, с каким благоговейным восторгом он заговорит: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (9.6). Говорят ли так о рождении обычного наследника престола?! В предыдущем стихе говорилось, что исполнились слова Господа, а здесь говорится, что родится сын. Вероятно, Матфей хочет, чтобы его читатели поняли, что речь идет о Сыне Господа. > Его имя будет Иммануэ́ль, евангелист тут же переводит его: «С нами Бог». Это значит, что только через Иисуса люди будут способны приблизиться к Богу и постичь Его. В греческом имя подверглось фонетическим изменениям, из-за которых «имма́ну» – «с нами» превратилось в «эмману»; кроме того, в позднем греческом буква «эта» стала произноситься не как «э», а как «и», и в результате слово «эль» («Бог») стало звучать как «иль». Вот так и появилось имя «Эммануил». Нигде больше Иисус не будет назван этим именем. > Критики христианства неоднократно указывали на похожие, с их точки зрения, рассказы о чудесном рождении мифологических героев и великих людей древности, таких, например, как Дионис, Александр Великий, египетские фараоны, Ромул. Однако это сходство кажущееся, так как в подобных рассказах нет девственного зачатия: к женщинам сходили, оплодотворяя их, боги. В Святом же Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «ру́ах» – женского рода, а греческое «пне́вма» – среднего. Кстати, Плутарх сообщает, что египтяне верят в то, что женщина может зачать от божественного духа. Подобные взгляды высказывает и Филон. «Конечно, Матфей ставит неизмеримо выше историю происхождения Иисуса над грубой греко-римской мифологией, но одновременно тем же росчерком пера он открывает путь к его пониманию в более широком культурном пространстве». {F.W. Danker, Matthew: A Patriot’s Gospel. The Gospels and the Scriptures of Israel, p. 103.} Косвенные данные о сверхъестественном рождении Иисуса можно получить и даже из источников, содержащих клевету и наветы на Иисуса. Талмуд, например, утверждает, что Он был незаконнорожденным, и называет Его Бен-Пантерой или Бен-Пандирой, якобы сыном беглого солдата Пантеры. Но некоторые ученые считают, что Пантера – это искаженное греческое слово «партенос», то есть на самом деле это Сын Девы. В Новом Завете есть несколько мест, в которых враги и недоброжелатели Иисуса, возможно, намекают на слухи о Его странном рождении (Ин 8.41,48; Мк 6.3). О таких слухах среди недругов Иисуса сообщают Ориген и Тертуллиан. О том, что в сверхъестественное рождение не верили и некоторые христиане, свидетельствуют Юстин, Ириней и Евсевий. > С другой стороны, иногда указывают на существование в природе такого явления, как партогенез, но это касается лишь низших форм растительной и животной жизни. Нужно помнить о том, что достоверность чудесного рождения Иисуса не может быть доказана историко-критическими методами, ведь эта Божественная тайна открыта лишь глазам веры. > Ст. 24-25 – Если у Иосифа и были раньше сомнения, то слова ангела убедили его в невинности Марии, и он без колебаний взял ее в свой дом. Но он не прикасался к ней, пока она не родила Сына, что еще раз должно было свидетельствовать о девственном рождении Иисуса. Одни богословы и экзегеты видят здесь указание на то, что и в дальнейшем между Иосифом и Марией не было супружеских отношений, другие же говорят, что если бы евангелист имел в виду вечную девственность, то он сказал бы об этом определеннее и указывают на то, что и Лука говорит об Иисусе как о «первенце», и в Новом Завете несколько раз упоминаются братья и сестры Иисуса (). Иосиф также исполнил повеление ангела относительно имени младенца – он назвал Его Иисусом, это также означает, что Иисус стал его законным сыном (см. коммент. на ст. 21). > На этом генеалогический список окончательно завершен: начатый с прародителя Авраама, он заканчивается именем Того, кто был целью священной истории Израиля – Иисусом Помазанником. [ В.Н. Кузнецова.
Из кн. "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ" // М., 2002 ]
к
евангельскому чтению: +++ протопресвитер
Александр Шмеман:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Иисус сказал: * * * *Благодаря вере Авраам повиновался Божьему
зову * * * *Иисус начал учить их, * * * *Иисус сел, подозвал к себе двенадцать учеников
и сказал им: ********************************************* /*/ еванг. чтение среды. /**/ из еванг. чтения пятницы. /*^/
из еванг. чтения субботы перед Рождеством. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3364.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru |
|||||
|