=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!* 22 ноября 2021 г.
ст.ст.,
> 2.11-22 НАПОМИНАНИЕ ВЕРУЮЩИМ О ДАРАХ> 11 Поэтому помните, что вы, язычники по рождению, люди, которых называли «необрезанными» так называемые обрезанные с их телесным обрезанием, — 12 помните, что в то время вы жили без Христа. Вы были чужестранцами и не входили в число народа Божьего Израиля. Обещания, которые Бог дал Своему народу, к вам не относились. Вы жили в этом мире без надежды и без Бога! 13 А теперь — в единении с Христом Иисусом — вы, некогда далекие, стали близкими благодаря жертвенной смерти Христа. > 14 Ведь это Он — наш мир, Он, соединивший евреев и язычников в один народ; Своим телом разрушивший стену вражды, которая разъединяла нас; 15 отменивший Закон с его уставами и правилами, чтобы, установив мир, создать в единении с собой из двух человек оного нового 16 и обоих, в едином теле, примирить с Богом через смерть на кресте, уничтожив собой вражду. 17 И Он, придя, принес Радостную Весть о мире вам, жившим вдали от Бога, и тем, кто рядом с Ним. 18 Так что благодаря Ему мы — и евреи, и язычники — имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом. > 19 Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы, вы равноправные члены Божьего народа и Божьи домочадцы. 20 Вы тоже воздвигнуты на фундаменте из апостолов и пророков, краеугольный камень которого — Христос Иисус. 21 Он скрепляет собой всё здание и воздвигает его, превращая в храм, посвященный Господу. 22 В единении с Ним и вы созидаетесь, чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога. > 2.21 всё здание — в некоторых рукописях: «всякое здание». >
2.11 Эф 5.8
2.12 Рим 9.4; Кол 1.21;
1Фес 4.13 2.13 Ис 57.19;
Кол 1.20 > Стихи 11-22 свидетельствуют о времени, когда в Церкви уже доминируют бывшие язычники. В письме нигде нет требований соблюдать или, наоборот, не соблюдать Закон Моисея. У Юстина Философа («Диалог с Трифоном») уже больше не стои́т вопрос о том, на каких основаниях принимать язычников, но принимать ли евреев-христиан. Трифон спрашивает: «Если человек верит в Христа и всё же желает соблюдать Закон Моисея, разве он будет спасен?» Юстин согласен принимать таких людей, если только они не станут требовать, чтобы язычники соблюдали их обычаи, но он признаёт, что есть христиане, которые отказываются общаться и принимать пищу с теми из евреев-христиан, которые продолжают соблюдать Моисеевы предписания. Иероним резко критикует евреев-христиан: «Пока они хотят быть и евреями и христианами, они уже не евреи и не христиане». Увы, как видим, теперь уже христиане начинают возводить стену разделения... <.....> > Ст. 14-16 — Ведь это Он — наш мир, соединивший евреев и язычников в один народ; Своим телом разрушивший стену вражды, которая разъединяла нас; отменивший Закон с его уставами и правилами, чтобы, установив мир, создать с единении с собой из двух человек одного нового и обоих, в едином теле, примирить с Богом через смерть на кресте, уничтожив собой вражду — По мнению многих комментаторов, ст. 14-17 — центр этого отрывка: верующие приближаются к Богу (вертикальная составляющая) и друг к другу (евреи и язычники) через смерть Христа (горизонтальная составляющая). Слово мир (и примирение) — одно из важнейших слов этого письма. В Библии мир — понятие гораздо более широкое, чем в наших языках. Это не только отсутствие распрей, вражды и войны, но всякое благополучие, внешнее и внутреннее человеческое счастье, отсутствие вражды во всём творении, но прежде всего мир с Богом и Его благословения, ниспосланные людям. Христос не только примирил людей. Он сам есть наш мир — это программное заявление. Исполнилось еще одно пророчество Исайи, в котором грядущий Мессия назван Владыкой мира (9.6; ср. также Мих 5.5)4. По словам Кальвина, это самое прекрасное определение Христа, самый прекрасный Его титул. Казалось бы, естественнее сказать, что Он принес мир или провозглашает мир. Но в Новом Завете такое часто встречается: Иисус возвещает слово и Он сам Слово; Он дает жизнь и сам есть Жизнь. Апостол дает Ему разнообразные определения: Он — Божья Мудрость (1Кор 1.30), Он — наша Жизнь (Кол 3.4), наша Надежда (1Тим 1.1; ср. Кол 1.27). Но еще важнее то, что Христос примиряет людей с Богом, то есть благодаря Ему они вступили с Богом в «такие отношения, при которых им больше не угрожает гнев Божий»5. То есть мир Христов — это Божественный мир спасения. > Соединивший евреев и язычников в один народ — дословно: «сделавший из двух одно», то есть из двух народов один6. Для того чтобы соединить враждующих людей, необходимо их примирить. Это и есть цель уничтожения преграды. Своим телом — то есть принесением Своей жизни, Своего тела в жертву на кресте. Разрушивший стену вражды — Чтобы примирить народы, необходимо было уничтожить преграды между ними. Под стеной вражды толкователи в разные времена понимали разные вещи: Закон Моисея с его ритуальными предписаниями или преграду, отделявшую Храм от Самого Святого места (так у Иосифа Флавия). Многие предполагают, что Павел употребил эту метафору, помня о той балюстраде в иерусалимском Храме, которая отделяла Двор язычников от остальных дворов. Там находилась табличка с надписью на греческом, латинском и еврейском языках, запрещающая вход язычникам во внутренние дворы под страхом смертной казни. Но всё же вероятнее, что апостол имел в виду Закон Моисея, отделявший Израиль от других народов. См., например, Письмо Аристея: «В своей мудрости законодатель [Моисей]... окружил нас частоколом и железной стеной, чтобы воспрепятствовать любым нашим контактам с другими народами и сохранить тем самым в чистоте наши тела и души... в поклонении единому всемогущему Богу..., а потому во избежание осквернения через связь с недостойными людьми он оградил нас со всех сторон предписаниями о необходимости совершать очищение, употреблять чистую пищу и напитки, а также сохранять чистоту в том, что касается чувств осязания, и слуха, и зрения». Евреи считали язычников нечистыми и называли их собаками. Антисемитизм — явление древнее, так как непохожесть евреев и их обособленность вызывала враждебное и подозрительное отношение у соседних народов. Так, языческие авторы (Гекатей из Абдеры, Диодор Сицилийский, Тацит) — все говорили о ненависти евреев ко всем остальным народам, называли их врагами, их образ жизни антисоциальным и нетерпимым; от тех, кто принимает их религию, они требуют, чтобы те презирали всех богов, отреклись от своей родины и ни во что не ставили родителей, детей и братьев. > Но говорить о двух разных религиях (иудаизм и христианство) можно только с 200 г., а до этого времени это различные движения внутри одной религии. > Отменивший Закон с его уставами и правилами — Апостол Павел не относился к Закону Моисея враждебно, он не мог отрицать, что Закон дан Богом. Проблема Закона в том, что он не был средством спасения и был дан на время, до прихода Христа (Гал 3.24-25). А с пришествием Мессии он устарел. «Христос — конец Закона», — говорит Павел в Письме римлянам (10.4). А в Письме галатам он пишет, что Христос принял проклятие Закона на себя вместо нас, так что мы теперь свободны от его уставов и предписаний. Но, конечно же, это не касается нравственных заповедей Закона Моисея. > Из двух человек одного нового — Это повторение сказанного выше; здесь люди в значении «народы», то есть евреи и язычники. В едином теле — Это новый человек. «Тело Христа здесь названо «единым», потому что Апостол хотел выразить ту мысль, что иудеи и язычники, прежде разделенные и враждующие, одинаково примирены великим Голгофским жертвоприношением»7. > Уничтожив собой вражду — Вот как говорит об этом Иоанн Златоуст: «Нет выражения более властного и выразительного (чем 2.16). Его смерть, говорит (Павел), убила вражду, ранила и уничтожила ее. Он не поручил эту задачу другому... Он не только сделал это дело, но и пострадал за него. Он не сказал, что Он рассеял ее, Он не сказал, что положил ей конец, но Он использовал гораздо более сильное выражение: Он убил! Это говорит о том, что она больше не возникнет снова. До тех пор пока мы остаемся в теле Христа, до тех пор пока мы одно с Ним, она не возникнет снова, но лежит мертвой». > Ст. 17 — И Он, придя, принес Радостную Весть о мире вам, жившим вдали от Бога, и тем, кто рядом с Ним — «До сих пор Апостол говорил о том, что Христос сделал для людей, а теперь он упоминает о том, чему Христос, начиная с самого первого Своего выступления на общественное служение, учил людей: Он начал Свою проповедь благовествованием мира, который был предназначен и дальним и ближним Богу, т.е. для иудеев и язычников. Впрочем, Апостол сначала упоминает о язычниках (дальних), потому что они составляли главный контингент Ефесской церкви»8. Принес Радостную Весть о мире — Когда Иисус совершил это и в чём смысл слов «о мире»? Есть несколько ответов на этот вопрос, и практически все они подходят. По мнению одних, Его воплощение и есть провозглашение мира. Другие считают, что это крестная смерть на Голгофе. Иоанн Златоуст высказал предположение, что это вся земная жизнь Иисуса, в то время как Амброзиастер и Фома Аквинский считали, что вестью о мире явилось воскресение. Некоторые же видят в вести о мире вознесение на небеса и сошествие Святого Духа. > Ст. 18 — Так что благодаря Ему мы — и евреи, и язычники — имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом — Здесь впервые говорится о доступе к Отцу (см. также 3.12). Апостол использует метафору доступа к монарху в его покои, куда раньше вход был воспрещен. Но теперь Христос ввел нас туда. У греческого сло́ва есть и другое значение, оно связано с жертвоприношением, через которое создается связь между человеком и Богом. Это новое состояние, обретенное верующими через Иисуса, дает им свободу и внушает уверенность, благодаря которым они могут беспрепятственно приближаться к своему Отцу (ср. Кол 2.10). И эта привилегия даруется всем верующим вне зависимости от их религиозного прошлого и национального происхождения, потому что они стали одним человеком, их соединил воедино с Христом и друг с другом Дух Божий, который у всех один и тот же. «Единство во Христе создает христиан, вера которых превыше всех местных и расовых различий; оно создает из людей друзей, потому что Иисус назвал нас друзьями; оно создает людей, которые едины, потому что они встречаются в присутствии Бога, к которому они все имеют доступ»9. > Ст. 19 — Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы, вы равноправные члены Божьего народа и Божьи домочадцы — Это краткое изложение, резюме предыдущих стихов (11-18). Апостол снова напрямую обращается к своим слушателя: вы. Если в начале главы описывалось состояние людей, не обладающих гражданскими и религиозными правами, то теперь их положение радикально изменилось. См. 2.12 и комментарий. Павел не говорит, что язычники, поверив, были присоединены к Израилю. Нет, евреи и язычники образовали совершенно новый народ. Их иногда называют третьим народом или третьей расой. Они не только полноправные граждане этого народа, но и члены новой семьи, Божьи домочадцы, ведь Небесный Отец усыновил и удочерил их. > <Равноправные члены> Божьего народа — буквально: «<сограждане святым>». Некоторые толкователи полагают, что в этом стихе под святыми следует понимать ангелов, а не Церковь. Хотя Иоанн Златоуст и Феофилакт считали, что это патриархи Израиля и другие еврейские герои веры, но поскольку христиане восседают на небесах, то члены Божьей семьи — и христиане, и небесные существа. > Но таковы они только в глазах Бога. В мире к ним другое отношение, и сами они воспринимают себя уже не совсем принадлежащими этому миру. Они Божьи и поэтому, как говорит Диогнет, христиане живут в своих странах, но только как пришельцы, они участвуют во всех делах, но ощущают себя чужестранцами. >
Ст. 20 — Вы тоже
воздвигнуты на фундаменте из апостолов и пророков, краеугольный
камень которого — Христос Иисус — Если
в предыдущих стихах Павел использовал метафоры государства и семьи,
то здесь он переходит к другой, которой часто пользуются библейские
авторы: это строительство дома. Тем более что в ст. 19 речь идет
о домочадцах (буквально: «домашних»). Но домом назывался также иерусалимский
Храм. В Ветхом Завете у пророка Исайи этот храм воспринимался как грядущий
вселенский Храм, в котором в конце времен будут молиться и поклоняться
все народы земли (56.7). Все получат не только доступ в него,
но и сами станут частью Храма Божьего. Как говорится >
Фундамент этого здания —
апостолы и пророки. Многие комментаторы говорят, что эти слова являются
доказательством того, что письмо не могло быть написано апостолом Павлом.
> Краеугольный камень — Образ камня — любимый образ раннехристианской литературы. Краеугольный камень — это или угловой камень в фундаменте, или замко́вый камень, который держит свод здания. В этом контексте метафора замкового камня, возможно, подходит больше: он венчает собой всё здание, что соответствует определению Христа как Главы Церкви. Но всё же большинство комментаторов считают, что речь идет о первом камне, который закладывается в фундамент. > Ст. 21 — Он скрепляет собой всё здание и воздвигает его, превращая в храм, посвященный Господу — В любом случае это самый важный камень здания, соединяющий всё воедино. На таком крепком и надежном фундаменте Церковь возрастает и тянется ввысь, к небесам. Для Павла храм — это не рукотворное здание и не организация, выстроенная в иерархическом порядке, но сами христиане. Здесь автор очень близок к мысли Петра: «И сами вы, как живые камни, созидайте из себя духовный храм, чтобы став святым священством, приносить через Христа Иисуса духовные жертвы, приятные Богу» (1Петр 2.5). Ср. также 1Кор 3.17; 6.19. >
Ст. 22 — В единении
с Ним и вы созидаетесь, чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога —
Вероятно, обращаясь к адресатам (вы),
Павел имел в виду не только отдельных христиан
и даже, скорее всего, не одну эфесскую общину, но все христианские
церкви. Стать... жилищем Бога —
В древности верили, что храмы — это жилища
богов. Отныне в этом духовном храме живет Божий Дух. Дух Божий, присутствуя
в общинах, делает их тем местом, где хвала и поклонение Богу возносятся
так, как этого хочет Дух (см. Рим 8.26-27;
[ В.Н.Кузнецова.
Из книги "Письмо апостола Павла церкви в Эфесе. Текст и комментарий" // М., 2016, с. 113-6,120-31 ]
к апост.
чтению:
к евангельскому
и апостольскому чтениям:
к евангельскому
чтению:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Что
же касается времен и сроков, братья, * * * *К Иисусу приходили послушать Его * * * *А Своим ученикам Иисус сказал: А
Своим ученикам Иисус сказал: * * * *А ученикам Иисус сказал: ********************************************* /*/
включает апостольское чтение четверга и часть чтения пятницы. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4121.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|