=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 6 сентября
2021 г. ст.ст., воскресенье 13-е по Пятидесятнице.
К апостольскому чтению:
> Если рассмотреть покаяние пристальнее, как бы под микроскопом,
отделив «Я» от его действий, выяснится, что покаяния как цельного
акта не существует, ибо побудительная причина греха и покаяния оказывается
тождественной. То, что выглядит как решительная перемена в настроении
и поведении, при комплексном анализе может оказаться различными по существу
явлениями. В целом механизмы покаянного поворота, или структура раскаяния
и исправления, могут быть следующими: > В последнем случае меняется не только цель и средства, но и характер восприятия себя при достижении цели и в использовании средств. > Как ни странно, наиболее
яркие (образцовые) примеры библейского покаяния относятся к первым двум типам.
Например, то, что внешнему наблюдателю в притче о блудном сыне представляется
коренной переменой и эталоном покаяния, при более детальном рассмотрении
оказывается изменением приоритетов при сохранении цели. Сын ушел от отца
потому, что хотел жить комфортнее, и вернулся к нему по той же
самой причине. Что в нём переменилось? Только условия достижения изначальной
цели. В этом контексте сокрушенное встал и пошел к отцу своему (Лк.15:20)
мотивировано тем же стремлением, что и блудное «ушел на страну
далече». Эгоцентрический тип личности, ищущий наиболее благоприятных условий,
остался незатронутым. Прагматический характер поворотного момента
сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю
от голода; встану, пойду к отцу > Также и праведный разбойник на кресте сменил свои приоритеты, лишь оказавшись перед лицом неминуемой смерти. Тогда он исповедал Иисуса Сыном Божьим как свою последнюю надежду. Да, он трезво смотрел на мир, в котором выбрал путь злодеяния, и видел несправедливость в распятии Иисуса (мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Лк.23:41), но в этом еще нет покаяния, и возмутиться несправедливостью не то же самое, что осудить в себе мировосприятие, которое сделало тебя преступником. > Все апостолы (кроме Иоанна) предали Иисуса, как только «убедились», что Он не тот, на кого они рассчитывали (не Мессия, не Сын Божий). Тогда, оставив Его, все бежали (Мк.14:50). Но они покаялись и вернулись, когда убедились, что Он Мессия и Сын Божий. Устремления не изменились и после Воскресения (Деян.1:6), в их глазах поменялась только расстановка сил. Теперь Он опять Тот, Кто злодеев предаст злой смерти (Мф.21:41) и воздаст каждому по делам его (Мф.16:27; Рим.2:6). Было ли в апостольском отпадении и восстании переосмысление себя? Было, но гораздо позже. Во всяком случае, в первые годы служения они оставались последователями сильного и мстительного Мошиаха. > Первая проповедь Петра, которую мы читаем в Деяниях апостолов, основывается на чувстве вины (покайтесь!) за то, что распяли Того, с Кем придется считаться: Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян.2:36). Это удивительно точно повторяет логику распинателей. Распявшие Христа считали Его выскочкой, но готовы были уверовать, если бы Он продемонстрировал с Креста Свое могущество, они тоже поклонились бы сильному и славному, только не считали таковым Иисуса из Назарета. Петр доводит до их сведения, что вышла преступная ошибка: теперь «гадкий утенок» превратился в «прекрасного лебедя», делайте ставку на Иисуса, Которого Бог воскресил, так как Бог с клятвою обещал... воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле царя Давида (Деян.2:32,30). Легкость и единодушие народа, позволившие крестить в тот день душ около трех тысяч (2:41), должны были насторожить апостолов, помнящих, что Христос за три с половиной года собрал всего двенадцать. Он требовал отвергнуть всё: праведность, греховность, убеждения и предрассудки и идти за Ним. В своей первой проповеди Петр требует соотнести ветхозаветные пророчества с евангельской историей и покаяться перед сильнейшим представителем Вседержителя. > Та же канва просматривается в обращении Савла/Павла. Проповедник фарисейского иудаизма сменил направление проповеди. Цель подчинить своей идеологии как можно больше окружающих осталась, сменилось только направление. Приведем аналогию: в чужом городе человек направляется на вокзал, узнает, что идет не в том направлении, и, раздосадованный, поворачивается и движется в противоположную сторону. Разве он изменился? Нет, намерения, картина мира и цель остались прежними. Старый метод оказался неэффективным, он меняет метод, но не меняется сам. То же происходит с торговцем, который перестает торговать тем, что не приносит прибыли, и переходит на выгодные товары. Так же и секретарша по требованию нового начальника может подавать не кофе, а чай, и сменить гардероб меняются обстоятельства жизни, но не модель ее восприятия. Позже апостол созреет в новую личность во Христе и тогда же обострятся его взаимоотношения со «столпами». >
Таков по сути и механизм покаяния сотника у Креста. И вот,
завеса в Храме раздралась надвое, сверху донизу;
и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие
тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его,
вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые
с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились
весьма и говорили: воистину Он был > В Евангелиях не прояснен механизм покаяния мытаря из притчи о мытаре и фарисее и Закхея. Однако и тот, и другой сохранили мысленную конструкцию мира незыблемой. Мытарь потому и стал мытарем, что считал: перед сильными нужно «не сметь поднять голову» так он поступил и в Храме. А Закхей продолжал рассчитываться с Богом платежами, но только уже по штрафному курсу: один к четырем.
см.
также:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Проповедь
о Распятом – * * * *Напоминаю
вам, братья, * * * *Огорчения от Бога рождают раскаяние и, значит,
спасение, ********************************************* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4103.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|