=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос
рождается - славьте!
> Три вопроса, если Бог есть. Проблема зла<.....> > <...> возникает вопрос о «цене» такого спасения, т.е. о конечных судьбах мiра, человечества и всего творения, в указании на что и состоит вторая попытка решения проблемы зла: быть может, всё объяснится в Эсхатоне? Именно в этом и состоит мой третий вопрос: > (3). Если уж зло проникло в богозданный мір (ещё раз переступим через логическую трудность, на этот раз — невозможность объяснить происхождение и существование зла), то чем же всё это закончится? Здесь возможны два варианта: > 1. Одни спасутся, другие погибнут. Традиционно считается, что гибель — это не прекращение бытия (ангелы и люди сотворены бессмертными), но невообразимая «антижизнь», вечные му́ки. В таком случае внутри нас подымается нравственный протест против вечности мучений и ада, того «гнусного догмата», по выражению Владимира Соловьева, который отвергали не только многие христианские мыслители, но и некоторые отцы Церкви, великие молитвенники и подвижники. > Кроме того, возникает каверзный вопрос, который озвучивает
Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, кн.
4, гл. 21): зачем сотворены те, о ком Бог знал, что они
навеки погибнут? Сам Иоанн даёт такой ответ: > «Если для имеющих получить в будущем, по благости Божией, бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию». > Я слышу
в этом ответе всего лишь странный формализм: зло ни в коем случае
не должно «победить» (что в точности это означает здесь?) Божью
благость, даже ценой абсурдного создания кого-то в перспективе вечной
гибели. > Другой ответ: те, кто погибнут, созданы ради усовершенствования тех, кто спасутся, так сказать, в качестве «удобрения», поскольку без искушения невозможно закалить добрую волю ко спасению. Но тогда зло и злые люди (и, видимо, злые ангелы) нужны, необходимы для спасения праведников, и тогда не должны ли мы признать обоснованными эти многовековые слухи о праведности Иуды и самого диавола, как и другие подобные гностико-манихейские идеи? Да и как праведники смогут наслаждаться блаженством, зная, что другие люди были созданы, по сути, на вечную муку ради их, праведников, блаженства? И уж никак неприемлема августиновско-кальвиновская доктрина предопределения одних на спасение, других на вечные муки, которая, собственно говоря, — не ответ, а запрет спрашивать о самом главном: почему? > Но даже если гибель понимать как прекращение всяческого существования, переход в небытие, к чему склоняются многие современные богословы, то поставленный вопрос остаётся, хотя и в менее острой форме: получается, что те, о ком Бог предвидел, что они свободно выберут небытие, созданы всё-таки не ради них самих, а ради спасения праведников, которым необходимо наличие зла — чтобы было, чего избегать, и так проявить свою верность и стойкость в добре. > 2. Все спасутся (апокатастасис). Против этой концепции чисто разумных и нравственных возражений, кажется, нет. Вопреки распространенному мнению, апокатастасис не отрицает свободу: в радикальной, додуманной до конца теории апокатастасиса все, кто избрали бы зло и должны были бы погибнуть, предвидены как таковые и не сотворены, поэтому все падшие твари хотят спастись и спасутся — рано или поздно, так или иначе (все теории апокатастасиса включают мучения грешников — иначе останется неудовлетворённым чувство справедливости, — но временные). По сути, это вариант самой распространённой теодицеи — представления о том, что зла на самом деле нет. По традиционному богословско-философскому учению, зло — не самобытная реальность, оно не имеет своей сущности, а есть просто отсутствие добра. Оно как бы существует только в момент его совершения тварным существом, которое свободно избрало уклониться от добра. {Обычно считается, что этот патристический взгляд (имеющий корни в Государстве Платона) полнее всего разработан у Августина, но, кажется, глубже и тоньше, особенно в связи с проблемой свободы воли, он трактуется у восточных отцов, причем не только у каппадокийцев, но и у аскетов — Ефрема Сирина и Диадоха Фотикийского. Наиболее радикальное отрицание субстанциональности зла — у Дионисия Ареопагита.} Зло имеет своё место в Промысле Божием: если Бог попускает зло, то это потому, что Он умеет извлечь из него ещё большее добро. {Классическое решение поздней античности (также восходящее к Платону) и патристики (особенно у Августина), суммированное Фомой Аквинским в богословии и Лейбницем в философии.} Или на другом, более восточном языке: зло — это иллюзия, кошмарный сон, который мы отряхнём от себя, когда наконец проснёмся. > Но против подобных схем возникает мощный экзистенциальный протест: если нет угрозы вечной погибели, исчезает подлинная серьёзность жизни, трагедия Голгофы перестаёт быть трагедией, жертва Христа теряет своё глубочайшее измерение. > Кроме того, остаётся вопрос (также скорее эмоциональный и экзистенциальный, чем «чисто» разумный) о чудовищной интенсивности зла: если все люди, в сущности, «хороши» и все спасутся, зачем этот ужас? > И самое
главное: остаётся неотвеченным вызов Ивана Карамазова, который опрокидывает все возможные
утешительные картинки, одновременно оказываясь самым ярким выражением-свидетельством
абсолютной недолжности, бессмысленности зла: никакая будущая гармония не может
зачеркнуть факта невинных страданий, даже одной детской слезинки. Здесь
Иван подымается на такую головокружительную нравственную высоту, с которой
решительно все теодицеи и апокатастасисы кажутся детскими забавами.
{Виктор Ляху в книге Люциферов бунт Ивана Карамазова (М.: ББИ, 2011,
c. 223) не находит, кажется, ничего лучшего, чем противопоставить бунту
Ивана Лейбницеву предустановленную гармонию!} Не отвергая бытия Бога
поверхностным атеистическим отрицанием (здесь — проницательность Достоевского:
зло не отрицает, а скорее подтверждает существование Бога, к чему
я вернусь ниже), Иван не приемлет Божий мiр и отказывается от всякого
утешения будущей гармонией и всепрощением, даже если все жертвы
простят своих палачей и все страдальцы примирятся со своей
земной судьбой и возрадуются своей участи, и даже если и он сам
собственной персоной там, в будущей гармонии, глядя на всеобщее ликование,
всех простит и со всеми примирится. Но именно теперь, пока
он здесь, Иван спешит заявить, что отказывается от всякого утешения
и радости, ибо раз такое «злострадание» уже было, ему нет
и не может быть никакого искупления и примирения: > «И пока я на земле, я спешу взять свои меры. (…) Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не сто́ит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребёнка (…). Не хочу гармонии, из-за любви к человечеству не хочу. Я хочу оставаться лучше со страданиями неотомщёнными. Лучше уж я останусь при неотомщённом страдании моём и неутолённом негодовании моём, хотя бы я был и неправ. Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно». (Братья Карамазовы, кн. 5.IV) > Владимир Кантор верно говорит, что «вечности герой писателя противопоставляет неутолённое гармонией сегодня» и что «герой Достоевского уходит в религиозный аутизм». {В.Кантор, «Исповедь и теодицея в творчестве Достоевского (рецепция Аврелия Августина)», Вопросы философии 4, 2011.} > Павел Флоренский (Столп и утверждение истины, письмо «Геенна») предложил антиномическое решение дилеммы выбора между двумя указанными вариантами эсхатологии: будут погибшие навеки, но будет вместе с тем и апокатастасис: грешники будут спасены, а грех наказан и погибнет навеки. Нечто подобное, насколько я понимаю, хотел сказать Евгений Трубецкой (Смысл жизни, II.IV-VI), когда описывал ад и вечные муки как «увековеченный миг», «забытый мір, т.е. мір, оставленный навсегда за пределами бытия безусловного, божественного», или, по истолкованию мысли Трубецкого священником Георгием Белькиндом, «запечатлённое в вечности всеединого сознания неспасённое состояние». {Иерей Георгий Белькинд, «Оправдание смысла». В кн.: Евгений Николаевич Трубецкой. Под ред. С.М.Половинкина, Т.Г.Щедриной. Москва: Политическая энциклопедия, 2014, с. 140.} Показательно, что, несмотря на непримиримую критику Евгением Трубецким антиномизма Флоренского как методологии религиозного познания, {См. Е.Н.Трубецкой, «Свет Фаворский и преображение ума», Вопросы философии 12, М., 1989.} здесь, в этой безысходной проблеме, оба мыслителя фактически сошлись на антиномизме. Но антиномизм — признание невозможности логически непротиворечивого ответа. > Наконец, всё-таки существует или, скорее, может существовать
одна приемлемая теодицея, которую можно назвать так лишь весьма условно: так сказать,
«я-теодицея» С.Франка (Непостижимое, X.3). По Франку,
зло появляется на грани между Богом и не-Богом, и эта грань —
я сам: зло возникает во мне, в моём сознании моей вины: > «Вопрос о “происхождении”
зла есть вопрос об “ответственности” за него». > Таким образом, это — чисто экзистенциальное
(не экзистенциально-логическое, как мне хотелось бы) решение, следовательно,
не дающее нам ясного и разумного (т.е. всеобщего) ответа,
хотя и распахивающее далёкий и захватывающий горизонт. Без сомнения,
«решение» Франка родственно ответу, который даёт Достоевский образом старца Зосимы:
«воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват», и словам
сапожника из жития преп. Антония Великого: «Все спасутся, один
я погибну». Но все эти «я-решения» не дают разумного ответа именно
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Братья,
не стремитесь все стать учителями! ********************************************* /*/ включает апост. чтения вторника и среды. В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4004.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|