=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога
(У православных
христиан, следующих юлианскому календарю, 15/28 ноября – первый день
Рождественского поста. См. по теме:
> Когда человек входит в Церковь, то ему от лица Церкви даются определённые обетования. Главное из них – что он обретёт Христа, и в Нём – счастье и бессмертие. Жаждая и ожидая этого, вступивший в Церковь человек принимает на себя весь уклад церковной жизни. Проходит год, другой, третий… десятый – и для жизни во Христе внешнего уклада церковной жизни оказывается недостаточно. Оказывается, что хождение в храм, соборное и личное молитвословие, церковная дисциплина и даже участие в Таинствах – всё то, что составляло содержание церковной жизни для человека во все эти годы – вовсе не цель церковной жизни, не её суть. Всё это – не более чем средство для того, чтобы христианин жил и возрастал во Христе. Да, на первых порах необходимо усвоить себе и встроить себя в традиционные церковные рамки. Но эта самая «первая пора» проходит – и оказывается, что современная церковная жизнь ничего не может предложить для дальнейшего духовного роста христианина. И здесь дело даже не в крайней неразвитости общинной жизни, а в отсутствии должной церковной педагогики. Получается, что человек не переходит естественным порядком из первого класса во второй, из школы в институт – а из года в год ходит и ходит в один и тот же третий класс. Мало того, я дерзну сказать, что современный уклад церковной жизни даже и препятствует человеку возрастать во Христе. Ведь когда христианин взрослеет в Церкви, ему объективно требуется всё большая свобода, всё большее доверие и уважение как к члену Тела Христова. А у нас со свободой, с доверием и уважением очень плохо дело обстоит – прежде всего в обществе, а потом, как следствие, и в церковной жизни. > Поясню сказанное примерами. Церковная идеология предлагает вступившему в Церковь человеку осознать себя грешником. И действительно, для правильного христианского устроения необходимо видеть и свои грехи, и общее падение человеческого рода. Итак, мы увидели это и осознали. Что дальше? Всё более и более углублять такое ви́дение, – отвечает нам наша церковность. Вот человек и углубляет год за годом, а потом ему это надоедает. Точнее сказать, даже не надоедает, а его христианская совесть и нравственное чувство сначала робко, а потом со всё большей и большей силой говорит: здесь – неправда, не в этом дело, не в этом суть христианства! В чём же? Человек хватается за книги и читает в них о высотах исихазма, Иисусовой молитвы, созерцания Божественного света… но увы, к нашей жизни это всё не имеет отношения и практически осуществимо быть не может. Вот и получается пустое пространство между попытками убеждения себя «я – хуже всех» и книжных высот православно-эллинистической созерцательной мистики. > Ещё пример. Христианин, опытно постигая христианскую жизнь, убеждается, что хотя он и грешник, но Бог его безмерно любит и относится к нему с отеческим доверием и уважением. Более того – этот драгоценный опыт включает в себя и очевидное убеждение и ви́дение того, что ровно так же Бог относится и ко всем другим людям. Совесть говорит христианину, что Бог не оставляет Своей любовью и благодатью никого, а тем более христиан, пусть даже и инославных. Но тут же восстаёт против этого православная общественность, и, размахивая сочинениями святителя Игнатия (Брянчанинова), который для многих заменил и подменил собою вселенское богатство православной мысли, кричит: только мы! только мы! остальные будут в аду! Современная православная идеология запрещает православному христианину относиться к другим людям так же, как его Бог. Он должен считать единственной носительницей истины то толкование Православия, которое предлагает ему постсоветская российская действительность. Для православного не существует тайн Божиих – Бог действует так, как велит Ему действовать православная идеология. Она уже знает, кого Бог спасёт, а кого нет, кого пошлёт в ад, а кого нет. Отцы Церкви (за исключением свт. Игнатия) этого не знали и в благоговении умолкали перед судьбами Божиими, а современные русские православные это точно знают. > Вот и получается: как возрастать во Христе не гениям духовной жизни, не пустынникам Макариям Великим и Серафимам Саровским, а современному «обычному» христианину? Как согласовать возникающий подлинный духовный христианский опыт с агрессией и триумфализмом сегодняшней православной среды? На это наша наличная церковная действительность не отвечает, а при этом продолжает связывать человеку совесть разнообразными запретами, долженствованиями, мнениями, идеологемами, политиканством, а то и прямым безрассудством, кликушеством и магизмом. Поэтому нравственно и духовно чуткие люди от такой «церковности» страдают, а в крайних случаях от неё отходят. [
игумен Пётр (Мещеринов).
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Иисус
сказал пригласившему Его фарисею: ********************************************* /&/ из евангельского чтения понедельника и вторника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3586.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
NEW!
Следить за новыми выпусками рассылки и другими
материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|