=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир
да будут с вами полной мерой – через познание Бога
> О так называемом "пацифизме"> 0. Христианин не стои́т за -измы. Ни за пацифизм, ни за милитаризм, ни за патриотизм, ни за пофигизм и любой -изм. Есть более важные и более живые вещи. Потому идиотский термин "пацифизм" я использую условно, за неимением лучшего и пока не даю ему определения. > 1. Сила не спасает> <> все хорошо понимают: в мире много насилия. Людям кажется, что оно "в природе вещей" и без него не бывает. Это первое заблуждение. Я не могу верить в такую природу вещей. И еще людям кажется, что оно и только оно хоть как-то решает проблему зла. Произошло что-то плохое – надо кого-то побить, убить, посадить и т.д. Это тоже заблуждение. Не надо особо глубокого ума, чтобы увидеть: насилие порождает насилие. Так, борьба с терроризмом увеличивает терроризм. (Можно добавить, что есть очень мощные структуры, которым это крайне выгодно – раздувать аппарат борьбы. Они этим живут.) Это слишком понятно. Сила не спасает мир, а сатана не изгоняет сатану. > 2. Сила стала идолом> Миф о силе – универсальный, так что его не замечают. "Таково положение вещей, а как иначе?" Поскольку это главный и последний решатель проблем, она становится богом, то есть идолом. В сущности, это вполне идолопоклонство: поклонение силе, которая вовсе не спасает, но разрушает. > Когда человек или группа полностью охвачены силой, находящейся вне их, мы в полном праве говорить о "демонах". Идолопоклонство вызывает, а может быть, даже порождает силы, которые находятся вне контроля идолопоклонников. (Н.Т. Райт) Примерно так. Государство любит ставить эту силу на службу своим загадочным и бесчеловечным целям: это как языческая религия со своими культами, обрядами и мифологией и т.д. И со своими жертвами: неизбежными кровавыми, но не только. Идолы разрушают своих поклонников. Монотеисту надлежит по меньшей мере осторожно и критично обращаться с этими силами и с верой в них. > Христианство предлагает альтернативу. Она кажется совершенно безумной и контркультурной, но она не столь уж безумна на фоне саморазрушения мира. > 3. Альтернатива Креста> Христианство предлагает альтернативу. Крест (и Царство Божие) есть реальная программа Бога по борьбе со злом. Совершенно неожиданная и удивительная. Но реальная в смысле, что она не только "загробная": типа "поживем по местным дьявольским законам, а потом попадем на небеса, где всё хорошо". Нет, Царство Божие претендует на землю, а Крест – путь к нему для всех, и по этому пути нас уже решительно пригласили идти. Это не бегство от проблемы зла, но решение проблемы. Только за это христианин может стоять – или ему надо признать, что Евангелие – утопия, а слова́ о Царстве – утешительная сказка, не связанная с жестокой "реальной жизнью". > 4. Не совсем утопия> Это утопия, если думать: мы очень постараемся, и когда-нибудь все люди в мире перекуют мечи на орала. Вряд ли. Но это не утопия в смысле: когда люди предлагают альтернативу, иногда, местами, она работает – и даже в общественной жизни. Примеры навскидку: хотя бы мирный конец коммунизма, переворот на Филиппинах. До этого мирная победа христиан над Римской империей. (Да, плоды и цели этих побед неоднозначны, это никак не "окончательное торжество Царства в силе", но показывает, что это бывает.) А иудеи? Кажется, примерно с эпохи Плена (Исайя Второй) ненасилие становится если не мейнстримной, то важной опцией.
> Вот Приложение <>: драматическая история "подставления щеки" – причем эффективного. Тут же подряд у Флавия следует рассказ о неудаче: та же тактика иудеев, но Пилат устраивает разгром. Близко еще одна история, где иудеи снова добиваются успеха: Петроний им возразил: «В таком случае и я должен исполнить закон моего повелителя, иначе, если я, ради вашего благополучия, нарушу его, я сам, и вполне заслуженно, погибну С вами буду бороться не я, а тот, который меня послал, потому что и я, равно как вы, нахожусь в его власти". На это весь народ воскликнул: «Мы готовы умереть за Закон». После того как Петроний, восстановивший порядок, спросил их: «Так вы в таком случае хотите вести войну с императором?», иудеи возразили: «Дважды в день мы приносим жертвы за императора и римский народ, но если он хочет еще поставить свои статуи, то он должен прежде всего принести в жертву весь иудейский народ. Мы со своими детьми и женами готовы предать себя закланию». > То есть такие победы были возможны (а это, напомню, начало I века). Явно стихийные и не подготовленные "акции", когда речь шла о том, что слишком дорого сто́ит. > И слова Иисуса к тем самым людям того времени о щеке, рубашке и поприще, как и многие другие, этого тоже касались: Он показывал путь конкретного сопротивления злу, путь мира. Это не только "личная аскеза". Это сопротивление и Кесарю, и зилотам. Его не послушались, и всё кончилось плохо. > Вторая история в 2.10 слишком длинная, хотя очень красивая (я только цитату из нее привел). > Хочется настойчиво закрыть тему. Но придется договаривать. [ Михаил Завалов. Из ст. "Пацифизм христианский. длинно" ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Смотрите,
чтобы никто не завлек вас в сети * * * Иисус сказал: ********************************************* /*/
включает часть апостольского чтения понедельника и апостольское чтение вторника
и чтение среды. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3460.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru | |||||
|