=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
/продолжение темы предыдущего выпуска/
> В день праздника Преображения, согласно древнему обычаю, совершается в православных храмах освящение фруктов и овощей. И это побуждает нас спросить себя: в чём смысл этого древнего обряда, что значит вообще освящение? Освящение плодов на Преображение только один из таких обрядов благословения и освящения. Если раскрыть богослужебную книгу, называющуюся "Требник", книгу, в которой собраны все эти службы, то мы найдем там особые службы и обряды для освящения нового дома, поля, огорода, колодца. Словно ко всему миру обращена Церковь благословением, освящением, словно над всем распростерта благословляющая рука Божия. > Почему с незапамятных времен испытывали люди нужду в освящении? Скажем сразу, что для безбожной пропаганды все эти обряды безоговорочно отождествляются с суевериями, в которых, как она говорит, вся сущность религии. А суеверие от страха: человек боится. Боится отравы, боится неурожая, боится пожара, боится других людей, и вот религия, дескать, предлагает ему помочь избавиться от этого страха. Окропи фрукты, или огород, или дом святой водой и Бог защитит их, и тем самым тебя. Как видите грубое невежество, суеверие и... обман. > Однако, представляя дело так, безбожная пропаганда никогда не приводит ни самих молитв, ни обрядов, связанных с этими якобы суевериями. Выходит так, что какие-то обманщики-священники, духовенство эксплуатируют страх и невежество, оперируя непонятными, магическими заклинаниями. Но если вслушаться в эти молитвы, вглядеться в эти обряды, если хоть раз в жизни пережить радость этого светлого, солнечного Преображенского полдня, когда совершается освящение, то ясно становится, что обманывает не Церковь, а примитивная и злобная безбожная пропаганда. Что именно эта пропаганда, а не молитва Церкви пронизана страхом, недоверием, потребностью развенчать все, что выше, чище, глубже ее упрощенного материалистического, скучного подхода к миру и к жизни. Ибо первое, что мы видим, слышим, переживаем в обрядах и молитвах освящения, это радость и благодарность. А там, где страх, там не может быть радости и благодарности. И наоборот, там, где радость, там уже нет страха. "В страхе, говорит святой апостол Иоанн Богослов, есть мучение". Но вот именно мучения, недоверия нет в Преображенском свете. > Но о чём радость? И за что благодарение? В одном стихотворении Осипа Мандельштама, посвященном главному христианскому богослужению литургии, есть такая удивительная строчка: "Взять в руки целый мир, как яблоко простое..." Тут, может быть, лучше всего, ибо так просто, так по-детски указан источник радости и благодарения, пронизывающих христианскую веру. В яблоке, но, конечно, не только в яблоке, но и во всём в мире вера видит, узнаёт, принимает дар Божий, наполненный любовью, красотой, мудростью, говорящий о той безмерной любви, что создала мир и жизнь и дала нам их, как нашу жизнь. Сам мир есть как бы плод Божественной любви к человеку, и только через мир узнаёт человек Бога и любит Его ответной любовью... И любит свою жизнь, а тем самым и жизнь мира претворяет в дар Богу. > Наше падение, наш грех в том, что мы ко всему привыкаем, и потому всё в мире, да и мы сами, становится будничным, низменным, пустым. Яблоко становится только яблоком. Хлеб только хлебом. Человек только человеком. Мы знаем их вес, наружность, функции, мы всё знаем о них, но мы их уже больше не знаем, ибо не видим света, просвечивающего через всё в мире. И вечное назначение веры и Церкви в том, чтобы эту греховную, унылую привычку преодолеть. Чтобы снова дать нам увидеть то, что разучились мы видеть и чего больше не видим, почувствовать то, чего не чувствуем, пережить то, что больше не в состоянии переживать. > Вот освящает священник хлеб и вино, и поднимает их к небу, и узнаёт вера в них хлеб жизни, узнаёт жертву и дар, узнаёт причастие жизни вечной. Вот в день Преображения приносим мы в храм яблоки, груши, виноград, овощи и на миг сам храм претворен снова в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что всё в нём "хорошо весьма", и обрадовался и возблагодарил Бога, так и мы, как будто в первый раз, видим мир как отражение Божьей мудрости и любви, и радуемся, и благодарим. И в этой радости и благодарении очищается, обновляется и возрождается наша жизнь. > Нет, не отрицаем мы материи, как утверждает лживая безбожная пропаганда, и не отвергаем ее, а напротив, ее одухотворяем, ибо в ней с радостью и благодарностью ощущаем дар Божий. "Небо и земля исполнены славы Твоей", поем мы каждый день в церкви. В том смысл освящения, что в нём слава эта пробивается через наше заснувшее сознание и очищается наш слух, очищается наше зрение, и сама жизнь становится хвалой, радостью и благодарностью. > А как же со злом? спросят меня. Как со страданием, как со смертью? На это ответим: если до конца просветимся мы этим светом, если подлинно примем в себя это освящение, то начнется в нас самих победа над злом. И поглощена будет смерть победой. Ибо живем мы в мире, в котором жил и вечно пребывает Христос. И ничто не разделит нас с Ним, если мы увидим Его, полюбим Его, отдадим себя Ему и во всём в мире увидим свет Его присутствия, Его любви, Его победы. [
свящ. Александр
Шмеман.
Беседа на радио,
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
Преобразился Ты на горе, Христе Боже, *
Соединив в Себе две природы неслиянно, * Придите
ко мне и веруйте, народы! На гору святую, небесную взойдя, * * * *Один считает, что какой-то день важнее
остальных дней. Для другого все дни равны. Пусть каждый
поступает по своему разумению.Тот, кто особо чтит какой-то
день, делает это в честь Господа, и тот, кто ест, ест в честь
Господа, потому что благодарит Бога за пищу. И тот, кто не
ест, в честь Господа не ест — он тоже благодарит Бога.
Ведь никто из нас не живет только для себя, и никто не
умирает для себя. Если мы живем, для Господа живем. Если
умираем, для Господа умираем. Живы мы или мертвы, мы принадлежим
Господу. Потому что Христос умер и снова стал жить, чтобы
господствовать над мертвыми и над живыми. Что же ты осуждаешь
своего брата? А ты? Что ты презираешь своего брата? Все
мы предстанем перед судом Божьим. Ведь Писание говорит: ********************************************* /*/
Из православного богослужения праздника. Перевод
иером. Амвросия
(Тимрота). В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3427.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru |
|||||
|