=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
* 13 апреля 2016 г. ст.ст., вторник Страстной
седмицы,
богослужебные чтения:
Мф.22:15-23:39
(на утрене); Мф.24:36-26:2
(на преждеосв. лит.).
* 14 апреля 2016 г. ст.ст., среда Страстной
седмицы.
богослужебные чтения:
Ин.12:17–50 (на утрене); Мф.26:6–16
(на преждеосв. лит.).
* 15 апреля 2016 г. ст.ст., Великий
Четверг.
Воспоминание Тайной Вечери.
литургические чтения: 1Кор.11:23-32;
Мф.26:1-20;
Ин.13:3-17;
Мф.26:21-39;
Лк.22:43-45;
Мф.26:40-27:2.
* 16 апреля 2016 г. ст.ст., Страстная (Великая)
Пятница.
Воспоминание Страстей Господа нашего
Иисуса Христа.
Евангельские фрагменты о страданиях Иисуса
Христа
("12 Евангелий святых страстей Иисуса
Христа"):
1.
Ин.13,31 - 18,1
2.
Ин.18,1-28
3.
Мф.26,57-75
4.
Ин.18,28 - 19,16
5.
Мф.27,3-32
6.
Мк.15,16-32
7.
Мф.27,33-54
8.
Лк.23,32-49
9.
Ин.19,25-37
10.
Мк.15,43-47
11.
Ин.19,38-42
12.
Мф.27,62-66.
(читаются на утрене)
* "12 евангелий"
в современном переводе
messia.ru/rasylka/004/759a.htm#0
> Последняя схватка
> Из радости и торжества Вербного Воскресенья,
праздника воцарения Христа в нашем мiре, на нашей
земле, вступаем мы в святые и великие,
как называет их Церковь, дни Страстной недели, или седмицы.
> Первые три из них – понедельник, вторник
и среда – еще только готовят нас к тому,
свидетелями, а в духовном смысле и участниками
чего призваны мы стать в конце этой седмицы.
Готовят к событию, которое есть завершение всего дела Христова и в глубочайшем
смысле конец всего. Ибо сколько бы ни длилась
с тех пор человеческая история, всё в ней,
как и в жизни каждого из нас, на последней
глубине определяется, оценивается и обретает смысл
лишь по отношению к этому событию всех событий –
Кресту, Гробу и Воскресению. Именно тогда решилась
и с тех пор непрерывно решается судьба мiра, открылась
и с тех пор непрерывно открывается последняя
правда обо всём.
> Каждый вечер в эти подготовительные дни
мы слышим: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен
раб, егоже обрящет бдяща»*,
т.е.: «Вот в полночь приближается Жених, и блажен
тот раб, которого найдет Он бодрствующим». Слышим
евангельский рассказ о бесплодной смоковнице, осужденной
Христом за то, что не нашел Он на ней плодов,
о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников,
чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных
девах, оказавшихся неготовыми к этой встрече. Слышим
и пророчество Христа о том, как оскудеет
в мiре любовь и восстанут друг на друга народы
и царства. Слышим, наконец, и горькое вопрошание
Его: Сын Человеческий, придя в мiр, найдет ли
веру на земле? (Лк.18:28).
И что означает всё это, начиная с радостного,
но и грозного утверждения «Се Жених грядет…»,
как не призыв пробудиться от духовной спячки,
в которой мы почти всегда пребываем, и заново
пережить эти святые и великие дни, как не напоминание
о том главном, в чём явлен суд над нашей
жизнью и одновременно – свет и сила,
могущие преобразить и воскресить ее.
> Великий четверг. День, когда накануне Креста и смерти
вспоминает Церковь Тайную вечерю – последнюю
перед страданиями трапезу Наставника с учениками, за которой
Господь, как свидетельствует евангелист Иоанн, явил
делом, что, возлюбив Своих сущих в мiре, до конца
возлюбил их (Ин.13:1). Умовение
ног, а затем эта трапеза, это преломление хлеба,
эта чаша: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…
Пийте от нея вси, сия… есть Кровь Моя
(Мф.26:26-28). Всецелое единение, совершенная самоотдача,
радость и полнота любви! Словно в страшной, весь
мiр покрывающей ночной тьме, куда уходит Иуда-предатель,
светит лишь эта потаенная комната, эта трапеза,
где уже открыто, дано, заповедано вечное Царство любви.
> И вот мы в Великой пятнице, в которую
вступаем через длинную-длинную службу Двенадцати Евангелий,
или, как называет ее Церковь, Страстей Господних**.
Запомним только, что первое из этих евангельских чтений,
целиком посвященных предательству, пленению, суду, издевательствам,
страшному одиночеству на кресте, вплоть до вопля:
Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня
оставил? (Мф.27:46) –
что начинается оно с победных слов Христа на пути
в Гефсиманский сад: Ныне прославился Сын Человеческий,
и Бог прославился в Нём (Ин.13:31).
Ибо здесь начало последней схватки в поединке между
небом и преисподней, между Богом Любви и духом
ненависти, и в этой схватке, для которой,
как говорит Христос, Он и пришел в мiр, уже светит,
всё более разгораясь, заря победы.
> Ибо тут, у креста, всеми брошенного, всеми
преданного Страдальца, зло наконец являет себя как зло,
ненависть – как ненависть, ложь –
как ложь, и в этом явлении начинается их саморазрушение.
«Поистине, Человек сей – Сын Божий» (ср. Мф.27:54), –
говорит римский офицер, распоряжавшийся казнью. Люди толпы,
незадолго до этого вопившие: Распни, распни Его! (Лк.23:21),
теперь бьют себя в грудь; разбойник, распятый рядом
с Христом, говорит Ему: «Помяни мя, Господи, во Царствии
Твоем» (ср. Лк.23:42).
И всё более ощутимо нарастает победа –
победа Побежденного.
> Вынос Плащаницы, погребение Христово –
и этот, тысячами цветов расцветший гроб, словно растут
они, как жизнь, из смерти, словно уже празднуют
живоносную силу этого гроба. И поздно ночью обносим
мы эту Плащаницу вокруг храма, но уже не погребальная –
победная песнь раздается в ночной темноте: «Святый
Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!»,
ибо Христос, уже сошедший в самую глубину
смерти, разрушает ее изнутри светом Своей любви, Своей
жизни. Еще немного – и вся служба Страстной
субботы станет одной радостной мольбой, одним радостным
призывом: Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши
во всех языцех (Пс.81:8)***.
Исчезают темные, траурные ризы, всё сильнее разгорается
свет, ибо не может ад удержать этого Мертвеца,
но трещит и разрушается, и уже сияет Жизнью
запечатанный гроб, и совершается победа над смертью.
> Вот окончена служба Великой субботы. Но еще много
часов должно пройти, прежде чем соберемся мы снова
к полуночи в храме, чтобы самим себе и всему
мiру радостно возвестить, что Христос воскрес. Как долго
тянется этот нескончаемый день, как таинственна
«белая» тишина его, каким удивительным ожиданием пронизан
весь мiр! И всё это потому, что для нас,
христиан, Великая суббота – образ нашей жизни.
Да, каждому из нас еще суждено сойти в тень
смертную, да, грех, зло и смерть всё еще как будто
побеждают на земле. Но вот, пережив еще раз
эту Страстную седмицу, знает и верит сердце, что
победы эти – мнимые, что та тьма, в которую
постепенно погружаемся мы, на деле светится изнутри
пасхальным светом, что в самой смерти ждет и встречает
нас Воскресший Христос тем же словом «Радуйтесь!»,
с каким обратился Он к женщинам, пришедшим в то
раннее утро на гроб. Как в конце этого длинного
дня, так и в конце всего – Пасха. И лучи
пасхальной радости уже льются в мiр, и, приближаясь
к пасхальной ночи, мы знаем, что радости этой
никто не отнимет у нас.
> *
Утреня в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Тропарь.
> **
Подразумевается утреня Великой пятницы, за которой прочитывается
двенадцать фрагментов Четвероевангелия, посвященных страданиям
(«страстям») Господа.
> ***
Великая суббота. Литургия. Аллилуарий.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме,
в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
-----------------------------------------------------------------
|
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
|
|
Как это можно сделать, описано на странице
|
|
www.messia.ru/pomoch.htm.
|
-----------------------------------------------------------------
--
Да благословит
вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель
рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*С любовью, братия,
примем Жениха,
приготовим свои светильники, / добродетелями сияя и правой
верою,
чтобы нам, как разумным Господним девам,
быть готовыми войти с Ним на брачные торжества,
ибо подает Жених, как Бог, / в дар всем венец нетленный.*
*Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель,
священники и книжники коварно по зависти собрав,
подвигли Иуду на предательство;
потому он, отправился бесстыдно / и говорил о Тебе беззаконным
людям:
"Что вы мне", он сказал, "дадите,
и я вам предам Его в руки ваши?"
От осуждения, его постигшего, / избавь, Господи, души наши!*
*О часе конца помысли, душа, / и участи срубленной смоковницы убоявшись,
над данным тебе талантом потрудись, несчастная, / бодрствуя
и взывая:
"Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная?
Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном?
Что занимаешься бесследно утекающим?
Последний час отныне наступил,
и предстоит нам со всем здешним разлучиться.
Доколе имеешь время, отрезвись, взывая:
"Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой,
не сруби меня как бесплодную смоковницу,
но как милосердный, Господи, / пожалей со страхом восклицающую:
Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*"Бодрствуйте", сказал Ты, Благой, ученикам,
"ибо не знаете, в который час придет Господь /
воздать каждому!"
При втором Твоем страшном пришествии, Владыка,
сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим,
презрев множество моих согрешений.*
*Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,
но одежды не имею, чтобы войти в него.
Сделай светлым одеяние души моей, / Податель света, и спаси
меня.*
*В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный?
Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог,
одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак,
и, связанный, изгнан буду Ангелами.
Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.*
*От душевного нерадения задремав,
не приобрел я, Жених мой, Христе,
светильника, горящего добродетелями,
и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая.
Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,
но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни,
и с разумными девами введи в Твой брачный чертог,
где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно:
"Господи, слава Тебе!"*
*Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа,
не скрывай слова Божия,
возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный дар,
войти тебе в радость Господа Твоего.*
*Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки,
ибо Он подает рабам Своим богатство;
и каждый соразмерно да преумножит благодати талант:
один мудрость да употребляет на добрые дела,
а другой служение просвещения да совершает.
Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного,
и да раздает богатство бедным иной:
ведь так мы взаймы нам данное преумножим,
и как верные распорядители благодати
радости со своим Владыкой удостоимся.
Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.*
*Жених, цветущий красотою более всех людей,
призвавший нас на пиршество духовное / брачного чертога Твоего!
Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки
участием в Твоих страданиях
и, славы одеянием украсив,
красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви
в Твоем Царстве, как Милосердный!*
*Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант.
Со страхом дар прими, / отдай в рост для Давшего тебе,
раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,
чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,
и услышать блаженный глас:
"Войди, раб, в радость Господа Твоего!"
Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,
по великой Твоей милости.*
(Из богослужения Великого Вторника/*/)
* * *
*Вот, Жених приходит
в полночь,
и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим,
но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным.
Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном,
да не будешь смерти предана,
и заключена вне Царствия,
но воспрянь, взывая:
"Свят, Свят, Свят Ты, Боже, / по молитвам Богородицы
помилуй нас!"*
*Блудница приступила к Тебе,
мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,
и от смрада зол избавляется повелением Твоим!
Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный,
ее отвергает и нечистотою покрывается,
по сребролюбию продавая Тебя.
Слава, Христе, милосердию Твоему!*
*Больше чем блудница беззаконий совершив,
слез потоков я Тебе вовсе не принес;
но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой,
с любовью целуя пречистые ноги Твои,
дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов,
взывающему Тебе, Спаситель:
"От дел моих нечистых меня избавь!"*
*Прежде распутная жена / внезапно целомудренной явилась,
возненавидев дела постыдного греха / и наслаждения телесные,
в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием,
которому блудники и распутные подвергнутся.
Я являюсь первым из их числа,
и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный.
Блудная же жена, убоявшись / и приложив старание, скоро пришла,
взывая ко Искупителю:
"Человеколюбивый и Милосердный, / от дел моих нечистых
меня избавь!"*
*Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником,
лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога,
ради которого был отпущен долг грехов,
торгуя боголюбезной благодатью.
Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!*
*Приступила женщина смрадная и оскверненная,
слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, / и свое страдание
возвещая:
"Как я взгляну на Тебя, Владыку? / Но Ты Сам пришел спасти
блудницу!
Меня, умершую, из бездны подними,
воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба.
Прими меня, злосчастную Господи, / и спаси меня!"*
(Из богослужения Великой Среды/*/)
* * *
*Будучи Господом и Создателем всего,
Бог бесстрастный, сделавшись нищим, создание с Собой соединил,
и, Сам являясь Пасхой,
тем, за кого собирался умереть, / Себя в снедь заранее предлагал,
взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!"
Спасительной для всего рода смертного,
напоил Ты, Благой, Своих учеников
собственною чашей, наполнив её веселием;
ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь,
взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"*
*Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду,
усмиряющая бездны и укрощающая моря
Премудрость Божия воду в умывальницу вливает
и Владыка омывает ноги рабов.
Ученикам подает / Владыка пример смирения;
и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается,
и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов,
Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.*
*К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись,
чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой,
чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем,
и сделать так, как мы увидели,
друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, -
ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал;
но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.*
*Агнец, о Котором провозгласил Исаия, / добровольно идет на заклание
и спину отдает на раны, щеки на удары,
лица же не отвращает от позора оплеваний
и осуждается на бесчестную смерть.
Безгрешный всё принимает добровольно,
чтобы всем даровать воскресение из мертвых.*
(Из богослужения Великого Четверга/*/)
* * *
*В сей день ко Кресту пригвоздили иудеи Господа,
рассекшего море жезлом / и проведшего их в пустыне.
В сей день копьем пронзили ребра Его,
казнями поразившего за них Египет,
и желчью напоили / манну в пищу дождем им пролившего.*
*К схватившим Тебя преступникам / Ты, всё терпя, так взывал Господи:
"Хотя вы и поразили Пастыря
и рассеяли двенадцать овец, учеников Моих,
Я мог бы выставить более двенадцати легионов Ангелов.
Однако Я являю долготерпение,
чтобы исполнилось то, что открыл Я вам через пророков Моих,
сокрытое и тайное".
Господи, слава Тебе!*
*Одевающийся светом, как одеждою,
предстоял на суде обнаженным
и принял удар по щеке / от рук, которые создал,
а беззаконный народ / пригвоздил ко Кресту Господа славы.
Тогда завеса храма разорвалась;
солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемым Бога,
пред Которым трепещет весь мiр.
Ему поклонимся!*
*Когда предстал Ты, Боже, пред Каиафой, / и был предан Пилату, Судия,
силы небесные от страха поколебались;
тогда же Ты и возвышен был на Древе / между двух разбойников
и причислен к беззаконным, Безгрешный, / чтобы спасти человека.
Беззлобный Господи, слава Тебе!*
*Того, пред Кем всё содрогается и трепещет,
и Кого воспевает всякий язык,
Христа, Божию Силу и Божию Премудрость,
священники били по лицу и желчи Ему дали;
и всё претерпеть Он благоволил,
желая нас спасти от беззаконий наших Своею кровию,
как Человеколюбец.*
*В сей день повешен на Древе / на водах землю повесивший;
венцом из терний венчается / Ангелов Царь;
в ложную багряницу облекается / Покрывающий небо облаками;
принял по лицу удар / в Иордане освободивший Адама;
гвоздями был пригвожден Жених Церкви;
копьем был пронзен Сын Девы.
Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
Покажи нам и славное Твое воскресение!*
*Крест Твой, Господи - / жизнь и воскресение для народа Твоего;
и на него надеясь, / Тебя, распятого Бога нашего мы воспеваем:
"Помилуй нас!"*
*Искупил Ты нас от проклятия закона / драгоценною Своею Кровию:
ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный,
Ты людям источил бессмертие.
Спаситель наш, слава Тебе!*
*Ты был распят за меня, / чтобы мне источить прощение;
был пронзен в ребра, / чтобы струи жизни мне извести;
был гвоздями пригвожден,
чтобы я, глубиною Твоих страданий
в высоте могущества Твоего удостоверяемый,
восклицал Тебе, Податель жизни Христе:
"Слава и Кресту, Спаситель, / и страданию Твоему!"*
*Вознесенный на Кресте, / и уничтоживший силу смерти, Господи,
и изгладивший как Бог рукописание против нас!
Покаяние разбойника и нам даруй, единый Человеколюбец,
с верою служащим Тебе, Христе Боже наш, и взывающим:
"Помяни и нас во Царствии Твоём!"*
*Господи, когда Ты восходил на Крест
страх и трепет напал на всё творение.
И земле Ты запрещаешь поглотить распинавших Тебя,
но аду повелеваешь узников отпустить, / для возрождения смертных.
Ты, Судия живых и мертвых, / пришел даровать жизнь, а не смерть.
Человеколюбец, слава Тебе!* (Из богослужения
Великой Пятницы/*/)
*********************************************
/*/
перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).
В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия
в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3387.htm
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
»Страничка
сайта вКонтакте«
страничка
сайта в facebook: facebook.com/messia.info
*********************
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
|