=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> 32 Когда были они на пути,
восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались
и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать,
Он опять начал им говорить о том, что будет
с Ним: 33 вот, мы восходим в Иерусалим,
и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам,
и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34 и поругаются над Ним, и будут
бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий
день воскреснет.
> Вот и в третий раз Марк сообщает нам о том, что Иисус
возвещает Свои Страсти. Он знал, что в Иерусалиме Он «предан
будет первосвященникам и книжникам». Но Он
не колебался и не уклонялся от Своего пути. Решительно
и целеустремленно Он впереди Своих последователей
восходил в Иерусалим, так что все «ужасались
и, следуя за Ним, были в страхе». Страх имел
основания. Иисус не преуменьшал того, чтo Ему –
и им – предстоит испытать:
> «Подозвав
двенадцать, Он опять начал им говорить о том, чтo будет
с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий
предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его
на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним,
и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий
день воскреснет».
> Три раза предсказывал Он предстоящую Ему участь, и с каждым
разом Его предсказания становились всё мрачнее, и в них
прибавлялись всё новые ужасные подробности. Сначала (Мк.8:31)
было простое предсказание; во второй раз (Мк.9:31) –
указание на предательство, и вот теперь, в третий раз
Он уже говорит, что надругаются над Ним, будут бить Его
и оплюют Его. Картина как бы всё больше и больше
проясняется в представлении Иисуса, по мере того, как Он
всё яснее понимал цену искупления. Совершенно очевидно,
что до этого момента ученики еще не знали, чтo произойдет
дальше. Они были уверены в том, что Иисус – Мессия,
они слышали также от Него, что Он собирается умереть. Но
в их представлении эти два момента казались несовместимыми.
Ученики были совершенно сбиты с толку, и всё же следовали
за Ним «в страхе».
Они не понимали ничего, кроме того, что они любят Иисуса,
и поэтому не могут покинуть Его. Однако, о смысле
предсказаний Иисуса о Своих Страстях мы подробно говорили, изъясняя
уже Его первое возвещение Страстей в Мк.8:31.
> 35 Тогда подошли к Нему
сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем,
чтобы Ты сделал нам, о чём попросим. 36 Он сказал
им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали
Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону,
а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус
сказал им: не знаете, чего про́сите. Можете ли
пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым
Я крещусь? 39 Они отвечали: можем.
Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить,
и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать
сесть у Меня по правую сторону и по левую –
не от Меня зависит, но кому уготовано. 41 И,
услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете,
что почитающиеся князьями народов господствуют над ними,
и вельможи их властвуют ими. 43 Но
между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим
между вами, да будет вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами,
да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий
не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы
послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
> «И в третий день воскреснет».
Этими словами завершается предыдущая речь Иисуса Христа. Эта перспектива,
открывающая взгляд на радостное будущее, дает честолюбивым братьям
Иакову и Иоанну повод заранее позаботиться и об их собственном
будущем. Ведь Иисус в качестве Сына Человеческого после Своего
воскресения станет судить Израиль и все народы. В этом не было
сомнений, ибо о Сыне Человеческом в книге пророка Даниила
сказано, что «Ему дана власть, слава
и царство, чтобы все народы, племена и язы́ки
служили Ему; владычество Его – владычество вечное,
которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:14).
Поэтому стоило уже ныне обеспечить себе лучшие позиции в грядущем
Царстве. После победы Иисуса и после полного триумфа сыновья
Зеведеевы хотели быть Его главными министрами. {Может
быть, это честолюбие было вызвано тем, что Иисус неоднократно
избирал их для бесед, они входили в число трех
избранных Им. Может быть, они были зажиточнее, чем другие.
Ведь их отец имел наемных рабочих (Мк.1:20),
и они полагали, что их высокое социальное положение
дает им право на первое место.} Оттого они «и сказали:
Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим.
Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую
сторону, а другому по левую в славе Твоей».
Иисус ответил им отрезвляющими словами: «Не знаете,
чего про́сите!». – Незнание и слепота!
> Своей просьбой сыновья Зеведея показали, что они до сих пор
не поняли, что путь их Учителя уже сейчас,
сейчас ведет в страдания! – «Можете ли
пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым
Я крещусь?»
> Иисус употребляет здесь два образа, символизирующие страдания.
> Чаша в античности могла означать как благую,
так и злую участь. По иудейскому обычаю царь подавал
на пирах чаши своим гостям. И чаша стала в Ветхом
Завете метафорой для жизни, которую Бог ниспосылает людям.
«Чаша моя преисполнена», –
сказал псалмопевец (Пс.22:5),
когда он говорил о счастливой жизни и о счастливых
переживаниях, ниспосланных ему Богом. Но чаще в Библии
чаша означает несчастье и погибель, Суд Бога над беззаконниками.
Так в Псалме 74-м:
> «Ибо чаша
в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает
из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые
земли́» (Пс.74:9).
> Так и пророк Исаия, размышляя о бедах и несчастьях,
постигших Израиль, пишет, что Иерусалим «выпил
чашу ярости Господа» (Ис.51:17).
> Другая, употребленная Иисусом метафора, – крещение.
Понятая в буквальном смысле, она может быть непонятной или ввести
в заблуждение. Иисус говорит о крещении, которым Он крестится.
Напомню, что греческий глагол baptizw означает
погружать. Образованное от него причастие baptismenoV
означает погруженный. Обычно оно употребляется для передачи
значения погруженный в то или иное состояние. Так, например,
о пьяном говорят, что он погружен в пьянство (погряз
в пьянстве); о моте, – что он погружен
в долги (погряз в долгах); пораженный, охваченный горем
человек – погружен в горе. Это же слово обычно
употребляли для обозначения судна, потерпевшего крушение и погрузившегося
в волны – затонувшего. Очень часто погружение, традиционно
переведенное как крещение, означает погибель, в которую
человек погружен, как в водные потоки. Так, например, в Пс.41-м
о человек, который изгнан из Храма, скорбит:
> «Унывает
во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли
Иорданской, с Ермона, с горы Цоар. Бездна бездну призывает
голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли
надо мною» (Пс.41:7–8).
> Так что употребленное Иисусом выражение не имеет ничего
общего с обрядом или таинством крещения. Господь в действительности
говорит: «Можете ли вы вынести те переживания,
которые переживаю Я? Можете ли вы вынести ту погруженность
(в переводе – «крещение») в ненависть,
боль и смерть, в которые погружен Я?». Страдание,
а не спасение, поражение, а не успех ожидают Его,
Иисуса, в Иерусалиме. Могут ли они, Иаков и Иоанн,
принять всё это? «Они отвечали:
можем».
> Очень смело! Однако вопрос этим не исчерпывается. Кто размышляет
о почетном месте в Царствии Иисуса, тот тем самым показывает,
что он несерьезно относится к Богу. Это Бог, –
а не Иисус, Сын Человеческий, – будет определять
иерархию в Царствии. А Бог предпочитает отнюдь не «первых»,
не «властных» и «сильных». Вспомним:
«Кто хочет быть первым, будь из всех
последним и всем слугою» (Мк.9:35).
Или: «Многие же будут первые последними,
и последние первыми» (Мк.10:31).
Итак, Иисус говорит, что окончательное решение во всём принадлежит
Богу. Решать судьбу каждого будет Бог.
> Понятно, что поступок Иакова и Иоанна вызвал глубокое возмущение
у других учеников. «И, услышав, десять
начали негодовать на Иакова и Иоанна». Снова
начал разгораться старый спор о преимуществах, о том, кто
должен быть бoльшим. Но Иисус сразу принял меры. Он, «подозвав
их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов
господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами
да не будет так: а кто хочет быть большим между вами,
да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между
вами, да будет всем рабом». Именно так определяется
иерархия в Церкви. Неслучайно Иисус Христос трижды упоминает:
«между вами».
> Основание для такого, по земным понятиям абсурдного (!),
переворачивания привычных отношений между учениками лежит в пришествии
Самого Иисуса. Смысл Своего пришествия Господь толкует одним понятием
из Писания: «Ибо и Сын Человеческий
не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы
послужить и отдать душу Свою для искупления многих».
Итак, появляется образ искупления. К сожалению, этот библейский
образ часто в истории понимался и толковался неправильно.
> Уже очень рано люди, слишком буквально понимая образ «искупления»,
то есть «выкупа», начали задавать себе вопрос: Кому
отдал душу Христос? Кому Он заплатил Своею жизнью за нас?
Так, уже знаменитый древний <учитель Церкви>*
Ориген (3-й век) задавал вопрос: «Кому отдал Он
Свою жизнь для искупления многих? Ведь не Богу же? Может
быть, тогда диаволу? Ибо диавол крепко держал нас в руках,
пока ему не был уплачен выкуп, жизнь Иисуса, потому что он обманывался
мыслью, что завладеет ею и не видел, что не сможет
выдержать связанной с удержанием ее му́ки».
Конечно, это была странная теория, будто жизнь Иисуса была уплачена
в качестве выкупа диаволу, с тем, чтобы диавол выпустил
людей из рабства, в котором он их якобы держал. Потом-то,
мол, диавол понял, что он переоценил свою власть, да было
уже поздно. Уже св. Григорий Нисский (IV век) увидел
в этой теории слабое место, а именно, в том, что в этом
случае диавол считается равным Богу и вступает с Богом в сделку
на равных. И тогда св. Григорий Нисский развил другую теорию,
о разыгранном Богом обмане диавола. Диавол, якобы, был введен
в заблуждение мнимой слабостью воплотившегося Сына Божия. Диавол
ошибочно принял Иисуса за простого человека, попытался подчинить
его своей власти, но... не тут-то
было! Он при этом утерял свою власть. И опять же
это – странная идея: якобы Богу пришлось одолевать диавола
посредством наивного обмана. Эта теория «божественного
обмана» держалась довольно долгое время. Так, например, св. Григорий
Великий (VI век) придал метафоре такой вид: воплощение Сына Божия
было великой уловкой, чтобы поймать великого левиафана <{морское
чудище, метафора Сатаны}>. Божественность Христа была, якобы,
крючком, а плоть – наживкой. Когда эта «удочка»
была закинута, диавол, якобы, проглотил наживку (плоть Иисуса),
но проглотил-то вместе с крючком (божественностью Сына Божия),
и таким путем был побежден навсегда.
> А вот еще: католический богослов и философ XII века
Петр Ломбардский писал следующее: «Распятие было мышеловкой
для уловления диавола, в которой приманкой была кровь Христа».
Какой отталкивающий образ! Тут уж, что называется, «дальше
ехать некуда». Всё это показывает, чтo происходит,
когда люди берут драгоценную и прекрасную метафору, понимают
ее буквально и делают из нее произвольные выводы.
> Ни в коем случае нельзя забывать, что «искупление» –
именно метафора! Ведь мы часто употребляем понятие «цены
искупления» метафорически! Например, когда говорим, что свобода
может быть «куплена» лишь «ценой» крови, труда,
пота и слёз, мы никогда не пытаемся выяснить, кому эта цена
платится. Вот и в Писании мы знаем случаи, когда искупление
понимается не в прямом и обычном мирском смысле. Однако,
понятие искупления столь значительно, что бегло о нём говорить
не сто́ит, и о его библейских корнях мы поговорим
в следующей нашей беседе.
> 45 Сын Человеческий
не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы
послужить и отдать душу Свою для искупления
многих.
> Прошлую беседу мы закончили утверждением, что «искупление» –
метафора, которая имеет библейские корни. Сегодня мы попытаемся
кратко проследить ее истоки и смысл.
> Начнем с истории Творения. Первые 11 глав Книги
Бытия говорят о том, что этот мир исполнен всяческого зла.
Но в этом злом мире Бог неизменно желает творить благо.
12-я глава Бытия начинается такими важными словами:
> «И сказал
Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего
и из дома отца твоего [и иди] в землю,
которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий
народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое,
и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих
тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся
в тебе все племена земные» (Быт.12:1–3).
> Убеждение в грядущем благословении Божием относится
к фундаментам библейской веры. Именно в уверенности
в грядущем благе, исходящем от Бога, Израиль никогда
не мог примириться со злом в своей среде.
Но только – как удалить зло из злого
мира? Как преодолеть его? Это основные проблемы библейского
законодательства.
> Человек несет следствия своих деяний. –
Это один из основных принципов права: принцип воздаяния
или возмещения. Он базируется на всем известном
законе: действие равно противодействию. В Израиле этот
принцип действовал как самый простой, понятный, естественный
и действенный способ устранить зло из мира и преодолеть
грех. Вот наглядный пример из ветхозаветного законодательства:
> «Когда
ссорятся [двое], и один человек ударит другого камнем,
или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель,
то, если он встанет и будет выходить из дома
с помощью палки, ударивший [его] пусть будет оправдан;
только пусть заплатит за остановку в его работе
и даст на лечение его» (Исх.21:18–19).
> – здесь мы видим, что совершивший
проступок несет следствия своего проступка, которым он нарушил
порядок.
> Но что надо было делать, если было невозможно так просто,
как в приведенном случае, возместить причиненный вред?
Например, в случае убийства? В этом случае преступник
должен отдать свою жизнь, чтобы вошедшее через него
в мир зло как бы вернулось к нему самому, и таким
образом восстановился бы «покой». Вот пример:
> «Когда
дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет,
но не будет другого вреда, то взять с виновного
пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен
заплатить оную при посредниках; а если будет вред,
то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб,
руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение,
рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх.21:22–25).
> То есть, тот, кто совершил насилие
над жизнью другого, должен в равной мере оплатить
своей жизнью (или, так сказать, частью своей жизни). Убийца
теряет право на жизнь. Это правило в юриспруденции
называется jus talionis – право равного воздаяния.
> Выкуп за лишение жизни. –
Израильское законодательство предусматривало также –
с исключениями! – возможность откупиться от убийства,
дать выкуп за свою жизнь, которой он по jus talionis
должен быть лишен. Например:
> «Если
вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола
побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола
не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего
дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег
его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить
камнями, и хозяина его предать смерти; если на него
наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой
наложен будет на него» (Исх.21:28–30).
> В законе о выкупе следует обратить внимание
на два важных обстоятельства:
> Искупление, которое должен представить виновный, имеет
целью не примириться с пострадавшим, т. е. успокоить,
умилостивить его, тем более в том случае, когда пострадавшего
уже нет в живых. Нет, цель искупления освободить себя
самого от смертельной судьбы, которая в принципе лишила
его жизни вследствие его преступления.
> Это искупление – исключение из правила,
и оно возможно только потому, что пострадавший готов
пойти навстречу тому человеку, который нанес ему вред.
Инициатива искупления всегда исходит от жертвы, а не от преступника.
> В чём же своеобразие библейской идеи искупления?
Оно состоит в том, что пострадавший –
при определенных обстоятельствах – отказывается
от своего права в отношении своего обидчика.
Так что последний может остаться жив, хотя он и лишил
себя жизни.
> Мысль об искуплении в послепленном богословии
касается уже не только межчеловеческих отношений. Оно переносится
также и на отношения Бога с Израилем. Так у пророка
времени Вавилонского плена {Второисаия}
мы читаем:
> «Ибо
Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой;
в выкуп за тебя отдал Египет, Эфиопию и Савею
за тебя.Так как ты дорог в очах Моих, многоценен,
и Я возлюбил тебя, то отдам других людей
за тебя, и народы за душу твою» (Ис.43:3–4).
> То есть, по словам пророка, чтобы выкупить Израиль
из плена, чтобы сохранить ему жизнь, Господь готов
«заплатить» Киру, покорителю Вавилона, всей северо-восточной
Африкой.
> Сравнивая этот текст с приведенным местом из книги
Исход (Мк.21:28–30),
мы видим огромное различие. У пророка Исаии пострадавший,
то есть Сам Господь Бог, не только отказывается от Своего
права наказать Свой народ Израиля. Он сверх того выплачивает
за него тот выкуп, который в «нормальном»
случае должен был выплачивать Богу виновный Израиль.
> Было бы нелепым предположить, будто от Бога можно
откупиться за свои грехи. Никакой выкуп не может избавить
согрешившего от гнева и Суда Божия. Мы не в состоянии
искупить себя, ничто не можем предложить Богу в обмен
на Его милость. Такой взгляд был бы противен библейскому
образу неподкупного Бога и библейскому пониманию искупления.
Но Писание говорит о незаслуженной милости Божией,
о том, что это Бог выкупает грешников, спасая их от неизбежной
смерти, которую они сами навлекли на себя своим преступным
поведением.
> Итак, когда в разговоре с Двенадцатью учениками
Иисус Христос говорит: «Сын Человеческий
не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы
послужить и отдать душу Свою для искупления многих»
(Мк.10:45),
Он не только опирается на библейское представление
о выкупе, но конкретно соотнести Себя с тем знаменитым
местом из пророка Исаии, которое мы привели выше.
Однако при этом Он вносит в это пророческое высказывание
значительные изменения:
> Там сказано, что за Израиль в качестве
выкупа отдаются африканские страны Египет, Эфиопия и Савея.
А Иисус Христос говорит о том, что Он пришел,
чтобы отдать Его собственную жизнь, чтобы избавить
многих от гибели, в которую они ввергли себя
своим неповиновением и неверностью. Насколько революционно
звучало это высказывание Иисуса Христа, мы можем полностью
осознать только тогда, когда вспомним о том, что, согласно
общим иудейским ожиданиям, грядущий Сын Человеческий должен
воссесть на престоле для суда над людьми! Конечно:
казалось само собой разумеющимся, что так и должно
быть, ибо сильные, наделенные властью всегда возвышаются
над прочими. И вот, вопреки этому ожиданию, Иисус
говорит совсем иное: «Сын Человеческий
не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы
послужить...!» (Мк.10:45).
> В этом причина, почему в обществе Иисуса Христа
не может быть стремления к первым местам, о которых
размечтались Иаков и Иоанн Зеведеевы. Поскольку Он пришел
для того, чтобы Своим участием и самопожертвованием
спасти людей от власти смерти, по Его следам
действительно идут только те, которые живут не за счет
других, но живут для того, чтобы дать жизнь и возрождение
другим.
> См.,
например, такие места Ветхого Завета: «И не берите
выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его
до́лжно предать смерти; и не берите выкупа
за убежавшего в город убежища, чтоб ему позволить
жить в земле своей прежде смерти [великого]
священника» (Чис.35:31–32).
> «Кто же прелюбодействует
с женщиною, у того нет ума; тот губит
душу свою, кто делает это: побои и позор найдет
он, и бесчестие его не изгладится, потому что
ревность – ярость мужа, и не пощадит
он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется,
сколько бы ты ни умножал даров» (Притч.6:32–35).
> «Богатством своим человек
выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы
не слышит» (Притч.13:8).
[ архимандрит Ианнуарий
(Ивлиев).
Беседы на Евангелие от Марка, из 26
и 27
]
*
В тексте "ученый", но в аудиоверсии
автор говорит именно "учитель Церкви"
(ср. статью "Учитель
Церкви Ориген", оп. в "Журнале
Московской Патриархии" в 1953 г.). (Прим. ред. рассылки.)
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме,
в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
-----------------------------------------------------------------
|
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
|
|
Как это можно сделать, описано на странице
|
|
www.messia.ru/pomoch.htm.
|
-----------------------------------------------------------------
--
Да благословит
вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель
рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*С кем вы сравните Бога, / какое подобие Ему
подберете? ...
*Неужели вы не знаете? Неужели не слыхали?
Разве не было вам поведано от начала?
Разве не понимаете вы, на чем земля зиждется?
Восседает Он над кругом земным,
а жители земли - словно кузнечики!
Он простер небеса, как тонкую ткань,
натянул их, как шатер для жилья!
Владык обращает Он в ничто, / правителей земли - в пустое
место!
Едва лишь посажены, посеяны они,
едва лишь разрастется вглубь их корень,
иссушает Он их дуновеньем Своим,
и буря уносит их прочь, как солому.
*'Кому вы уподобите Меня, кто равен Мне?'
- говорит Святой.
Ввысь поднимите взор, взгляните:
кто сотворил всё это?
Тот, кто выводит по счету это небесное воинство,
всех их по имени призывает.
Они выходят - все до одного -
таковы Его сила и могущество!
*Зачем же ты, Иаков, говоришь, / зачем же говоришь, Израиль,
что судьба твоя от ГОСПОДА сокрыта,
что тяжба твоя забыта твоим Богом?
Неужели ты не знаешь, неужели не слыхал?
Господь - это вечный Бог, / Творец всех концов земли;
не устает, не изнемогает Он, / Его мудрость непостижима!
Дает Он уставшему силу, / обессилевших укрепляет.
Даже юноши устают, изнемогают, / молодые спотыкаются и падают,
а те, чья надежда - ГОСПОДЬ, обретают
новые силы:
как орел, взмахнут крылами,
и от бега не изнемогут, / и от ходьбы не устанут.* (Ис.40:18,21-31/+/)
* * *
*Уста мудрецов распространяют знание, / но
не так поступают глупцы.
Мерзки ГОСПОДУ жертвы нечестивых, /
а молитвы честных Ему угодны.
Мерзок ГОСПОДУ путь нечестивца,
а того, кто ищет праведность,
Он любит.
Кто сбился с пути, будет сурово наказан;
кто
ненавидит упреки - погибнет.
Шео́л и Аваддо́н открыты ГОСПОДУ
- / тем паче сердца человеческие!
Не любит наглец укоров / и не задержится среди мудрецов.
Сердце радостно - светлеет лицо, / а скорбное сердце сокрушает
дух.
Разумное сердце ищет знания, / а глупцы питаются дуростью.
У бедняка что ни день, то невзгоды,
а у счастливого
- нескончаемый пир.
Лучше иметь немногое и бояться ГОСПОДА,
чем стяжать сокровище
и жить в страхе.
Лучше обед из овощей, да с любовью,
чем из упитанного тельца, да с ненавистью.
Вспыльчивый человек сеет раздоры, / а терпеливый кладет конец
вражде.
Путь лентяя зарос колючками, / а честные идут по широкой дороге.*
(Пр.15:7-19/++/)
* * *
*Мудрый сын
радует отца, / а глупец позорит мать.
Тешится дурью скудоумный, / а разумный ступает прямо.
Нет совета - не будет успеха в деле,
а если советников достаточно - всё выйдет.
Радостно, если можешь ответить, / и как хорошо уместное слово!
Разумный поднимается по дороге жизни, / прочь от глубин Шеола.
Дома гордецов ГОСПОДЬ сметет, / но надел
вдовы Он защитит.
Мерзки ГОСПОДУ злые замыслы, / а добрые
слова пред Ним чисты.
Стяжатель на свой дом навлекает беду,
а кто взяток не
терпит - будет жить.
Праведное сердце подскажет ответ, / а уста нечестивые изрыгают
зло.
Далек ГОСПОДЬ от нечестивцев, / но молитву
праведников слышит.
Светлый взор радует сердце, / добрая весть укрепляет кости.
Кто внемлет здравым упрекам, / неразлучен будет с мудрецами.
Кто отвергает наставления - себе повредит,
а кто внемлет упрекам,
обретает разум.
Страх ГОСПОДЕНЬ научит мудрости, / славе
предшествует смирение.
Сердце человека вынашивает замыслы, / но решение - от уст
ГОСПОДНИХ.
Каждый считает свой путь непорочным, / но ГОСПОДЬ
испытывает души.
Вверяй ГОСПОДУ свои дела - / и замыслы
твои свершатся.
Всё создано ГОСПОДОМ для своей цели,
/ и нечестивец - для дня беды.
Надменное сердце - мерзко ГОСПОДУ,
ни за что не уйти
ему от наказания.
Вера и правда искупают вину, / страх ГОСПОДЕНЬ
отводит беду.
Если угодны ГОСПОДУ пути человека, /
Он примирит с ним даже врагов.
Лучше малость, да с праведностью,
чем богатая прибыль, да с беззаконием.
Человек избирает свой путь, / но твердость шагам придает ГОСПОДЬ.*
(Пр.15:20-16:9/+*/)
* * *
*Доро́га
честных - в стороне от зла,
кто с пути не собьется - жизнь
сбережет.
Несчастью предшествует гордыня, / а падению - высокомерие.
Лучше жить в унижении с бедняками,
чем с гордецами делить награбленное.
...
Иной путь и кажется прямым,
но в конце концов приводит к смерти.
...
Негневливость лучше богатырской мощи,
кто
владеет собой - сильней покорителя городов. ...
Лучше черствая корка, да с миром,
чем дом,
где пиры да раздоры. ...
Для серебра - плавильня, для золота - горнило,
а для сердец - испытания от Господа.
...
Кто глумится над бедняком, оскорбляет его Творца,
и кто злорадствует, не уйдет от возмездия. ...
Кто стремится к любви, забывает обиду, / а злопамятный теряет
друга.
Понятливого укор уязвит / сильней, чем глупца - сотня тумаков.
...
Лучше встретить медведицу, потерявшую детенышей,
чем глупца, когда
дурь в нём бушует!
Кто злом воздает за добро - / от его дома зло не отступится!
Начало ссоры - как прорыв плотины,
уймись, пока вражда не
разбушевалась.*
(Пр.16:17-19,25,32,17:1,3,5,9-10,12-14/++*/)
* * *
*Спустя некоторое время после этих событий
Бог подверг Авраама испытанию.
- Авраам! - сказал ему Бог.
- Да! - отозвался Авраам.
И Бог сказал:
- Возьми своего сына - единственного, любимого - Исаака,
и иди с ним в землю Мориа.
Там, на горе́, которую Я укажу тебе,
ты принесешь его в жертву всесожжения.
Наутро Авраам оседлал осла, взял с собой двух слуг, взял Исаака,
нарубил для всесожжения дров и отправился в путь -
к тому месту, о котором говорил ему Бог.
На третий день пути он увидел вдали это место.
- Побудьте здесь, постерегите осла, - сказал он слугам. -
А мы с мальчиком пойдем, поклонимся Богу и вернемся
к вам.
Он взял дрова для всесожжения и положил их на плечи Исааку.
Потом взял огниво, взял нож и пошел дальше - вдвоем с Исааком.
Исаак окликнул Авраама:
- Отец!
- Да, сынок? - отозвался Авраам.
Тот спросил:
- У нас есть и огниво, и дрова, но где ягненок для всесожжения?
- Сынок, - сказал ему Авраам, -
Бог видит, где ягненок для всесожжения!
И они шли дальше, вдвоем.
Дойдя до места, о котором говорил ему Бог,
Авраам устроил жертвенник и разложил на нём дрова.
Он связал Исаака, положил его поверх дров на жертвенник,
достал нож и занес над сыном.
И тогда воззвал к нему с неба ангел Господень:
- Авраам, Авраам!
- Да! - отозвался тот.
- Не поднимай на него руки, - сказал ангел, -
ничего ему не делай!
Теперь Я знаю, что ты боишься Бога -
ты не пожалел отдать Мне своего единственного сына!
И Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в зарослях.
Он подошел, взял барана
и принес его в жертву всесожжения вместо сына.
Место, где всё это было, Авраам назвал Яхве́-Ирэ.
(Отсюда и поговорка: 'На горе Господней будет видно.')
И вновь ангел Господень воззвал к Аврааму с неба:
- Самим Собою клянусь, - говорит Господь:
за то, что ты это сделал - не пожалел отдать единственного
сына -
Я тебя благословлю! / Я дарую тебе потомков,
числом - как звезды на небе, / как песок на морском
берегу.
И падут пред твоими детьми вражеские врата!
Благословеньем будут дети твои для всех народов земли
-
за то, что ты Меня послушался.* (Быт.22:1-18/+++*/)
* * *
*Иисус пошел с учениками в селения близ Кесарии
Филипповой.
По дороге Он спросил учеников:
- Кем считают Меня люди?
- Одни говорят, что Ты - Иоанн Креститель, другие - что Илья,
а некоторые - что один из пророков, - ответили они.
- А вы кем считаете Меня? - спросил Он их.
- Ты - Помазанник Божий, - ответил Петр.
Иисус строго наказал им никому о Нём не говорить.* (Мк.8.27-30/&/)
*
* *
*Христос вступил не в рукотворное святилище,
которое есть не более чем отпечаток истинного,
но в само небо,
и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас.
Он также не приносит Себя в жертву многократно,
как это делает первосвященник,
ежегодно входящий в святилище с чужой кровью,
иначе Ему пришлось бы страдать множество раз
с тех пор, как был сотворен мир.
Но Он явился один раз, в самом конце веков,
чтобы удалить грех Своей жертвой.
Как человеку суждено только однажды умереть, а затем - Суд,
так и Христос, однажды принесенный в жертву,
чтобы унести грехи множества людей,
во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом,
но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.* (Евр.9:24-28/&&/)
*
* *
*Подходят к Иисусу Иаков и Иоанн, сыновья
Зеведея.
Они говорят: "Учитель, сделай для нас то, что мы попросим".
Он спросил: "Что для вас сделать?"
Они ответили:
"Сделай, чтобы мы, когда Ты будешь прославлен,
сидели рядом с Тобой - один по правую руку, а другой по левую".
Иисус сказал им:
"Вы не знаете, чего про́сите.
Можете выпить чашу, которую Я пью,
или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь?"
Они ответили: "Можем".
Но Иисус сказал им:
"Чашу, которую Я пью, вы выпьете
и в пучине, в которой Я омываюсь, омоетесь.
А сесть по правую руку Мою или по левую -
дать это не в Моей власти:
там сядут те, кому предназначено Богом".
Когда остальные десять услышали слова Иакова и Иоанна,
они стали возмущаться.
Но Иисус, подозвав их, сказал:
"Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними
и великие ими полностью распоряжаются.
Но у вас пусть будет не так!
Пусть тот, кто хочет быть у вас главным, будет вам слугой,
и кто хочет быть среди вас первым, тот пусть будет для всех
рабом.
Ведь и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,
а чтобы служить и отдать Свою жизнь
как выкуп за множество жизней".* (Мк.10:35-45/*/)
* * *
*Слушай советы, принимай наставления, / и
станешь со временем мудрее.
Много замыслов в человеческом сердце,
но
исполнится то, что решил ГОСПОДЬ.
В людях ценится верность, / и бедняк милей лжеца.
Люди живы страхом ГОСПОДНИМ - / кто
исполнен им, спит спокойно,
и
беда его не постигнет.
Запустит лодырь руку в блюдо, / а до рта не донесет.* (Пр.19:20-24/**/)
*********************************************
/+/
из чтения вторника, нов.пер. РБО 2004г.,
А.Графов.
/++/ чтение вторника, нов.пер. РБО.
/+*/ чтение среды, нов.пер. РБО.
/++*/ из чтения четверга, нов.пер.
РБО.
/+++*/ чтение пятницы, новый перевод
РБО.
/&/ из апост. чтения субботы.
/&&/ евангельское чтение субботы.
/*/ из воскресного евангельского чтения.
/**/ включает стихи из рядового чтения понедельника;
новый перевод РБО.
В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия
в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3385.htm
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
»Страничка
сайта вКонтакте«
страничка
сайта в facebook: facebook.com/messia.info
*********************
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
|