Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 2 августа ст.ст., пт > «ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ БЛАГОПРИСТОЙНО И ЧИННО» > В богословской науке прочно утвердилось мнение, что первоначальное > христианство, во всяком случае вне-палестинское, находилось > в состоянии благодатного анархизма. Конец благодатного анархизма > был концом харизматической эпохи и началом твердой и определенной > организации церковной жизни. <....> Для обоснования этого > утверждения <указывают на изобилие> благодатных даров, > не повторившемся ни в одну последующую эпоху. <...> другой аргумент, > который с первого взгляда может показаться бесспорным: <считается>, > что ап. Павел, главный деятель первоначального христианства, не имел > задачи дать твердую организацию основанным им церквам в виду его > веры в близость парусии. Основывая церкви, он ограничивался только > тем, что давал самые необходимые правила для церковной жизни, > чтобы церкви могли просуществовать до второго пришествия Христа{}. > Этот аргумент всецело ставит организацию церковной жизни > в зависимость от личного желания или нежелания ап. Павла, упуская > из виду, что основы церковной жизни, как они существовали > в первоначальном христианстве и как они существуют и в настоящее > время, не являются некой случайностью, а вытекают из самого существа > Церкви. Не говоря о том, что христиане эпохи Деяний знали, > что им не дано знать времена и сроки пришествия Христа (Дн.1,7), > вопрос о том, сколько времени должна просуществовать Церковь, > не мог играть никакой роли в организации местных церквей. Если даже > церкви должны были просуществовать только один день, то всё равно > у них должна была быть «организация» церковной жизни, т.к. ни одна > церковь не могла существовать ни одного дня, как мы увидим, > без предстоятеля. Поэтому остается неясным, <почему из изобилия > благодатных даров делают вывод об анархизме, и как> оскудение даров > <приводит> к твердому церковному устройству. <....> > Как и в первоначальной церкви, так и в современной, живет Св. Дух; > как в апостольскую эпоху, так и теперь, ниспосылаются в Церкви > благодатные дары. Харизматическая эпоха не окончилась, > но продолжается в Церкви, хотя и в ином виде. Прекращение > харизматической эпохи было бы прекращением самого бытия Церкви, > т.к. Церковь была и остается благодатным организмом. > «Всё должно быть благопристойно и чинно» (1Кор.14,40), > т.к. «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор.14,33). > Это увещание Апостола совершенно подрывает утверждение о благодатном > анархизме первоначального христианства. Там, где имеется чин, строй, > порядок (taxis), там не может быть анархизма. <...> Если изобилие > и богатство даров вызвало некоторые недостатки церковной жизни этой > эпохи, то они были связаны, главным образом, или даже почти > исключительно, с крайним экстатическим состоянием некоторых членов > Церкви. У нас нет никаких оснований полностью распространять картину > жизни Коринфской церкви на иные церкви, основанные ап. Павлом. > Экстатическое состояние первых христиан не было исключительной > особенностью только этого времени. Мы его находим в то время, > когда почти по общему убеждению церковная жизнь вышла из своей > стадии анархизма и вошла в организационный период. <....> > Что касается недостатков, то в истории одни недостатки сменялись > другими. С концом «харизматического периода» недостатки не исчезли > из церковной жизни, а наоборот усилились, когда в ней > организационный момент стал переходить в формализм и бюрократию. > Не толкнули ли Тертуллиана недостатки современной ему жизни > в объятия монтанизма, несмотря на весь его юридический склад ума? > Вдохновение уходило из церковной жизни, и церковные будни > становились тусклыми и серыми. Окрепшая церковная иерархия несла > с собою свои недостатки. Тертуллиан горько иронизировал, > что апостолы для того только основали церкви, чтобы епископы > пользовались церковными доходами, старательно ограждая себя > от каких-либо опасностей со стороны римской власти{}, или что они > устраивали посты в своих церквах в целях личного обогащения{}. > Филиппики Оригена по своей остроте превосходили даже сарказм > Тертуллиана. Он говорил о том, что епископ должен быть служителем > всех, чтобы быть всем полезным в деле спасения. В действительности, > епископы по своей гордости превзошли даже злых вождей народов > и готовы окружать себя гвардией, как цари. «Мы страшны, добавляет > он, недоступны, особенно для бедных. Когда к нам доходят и к нам > обращаются с просьбой, мы более наглы, чем тираны и наиболее > жестокие вожди для своих подданных. Вот что можно видеть в ряде > знаменитых церквей, особенно в тех, которые в больших городах»{}. > В поисках угасшего пророческого вдохновения римский юрист искал > «благочестивых женщин», чтобы через них получить откровение, > а Ориген пытался найти выход из трагизма жизни в учении о небесной > церкви. > Можем ли мы сравнивать недостатки, о которых говорил ап. Павел > в своем послании к Коринфянам, с искажениями церковной жизни, > в которой церковное право уже твердо установилось? Дикие сцены > избиения на Ефесском соборе 449 года, может быть, были не очень > обычным явлением церковной жизни, но насилие и принуждение во всех > возможных формах были обычным явлением на всех почти соборах. > Недостатки церковной жизни неизбывны в ней, но только потеря всякой > исторической объективности может объяснить суждение о мнимом > анархизме первоначального христианства. Если крайний экстатизм был > бы нормой церковной жизни, то зачем было бы ап. Павлу, > харизматически наиболее одаренному, устанавливать «taxis» - строй > и порядок церковной жизни, который для него восходил к Богу, > т.к. +Бог не есть Бог неустройства+ и, скажем, анархии, +но мира+. > В этих словах ап. Павла выразилось основное восприятие церковной > жизни, устройство которой покоится на откровении воли Божьей. > Если откровение создавало анархию, то это значит, что принцип > анархии надо возвести к Богу, и тогда Бог окажется Богом > неустройства, а не мира. Организационный момент наступает во II-м > веке не как «deus ex machina» <(т.е. неожиданно, неизвестно откуда > появившийся)>, но он перешел в нее из первоначальной эпохи. С самого > начала местные церкви выступают в упорядоченном и стройном виде. > Этому нисколько не противоречит то, что <...> местные церкви > находились в состоянии <становления>. Они только нащупывали форму > своего эмпирического устройства. Здесь возможны всякого рода > неясности и отклонения от установившегося порядка. Тем не менее, > основы устройства выступают везде одинаково, т.к. эмпирическое > множество местных церквей выявляло единство Церкви Божьей. > «Так бывает во всех церквах у святых» (1Кор.14,33){}. Эти основы > не являются чем-то внешним, навязываемым ап. Павлом, но были > выявлением строя и порядка самой Церкви. Этот порядок повторяется > в каждой церкви, т.к. в каждой пребывает вся Церковь, которая > остается равной самой себе во все эпохи исторического бытия церквей. > Ап. Павел знал лучше и больше, чем кто-либо другой, что в Церкви > действует воля Божия, а не человеческая, даже благодатно одаренных > лиц, каким он был сам.
____________ / См. также: \================================\ ` ` ` : *Свящ. Александр Мень АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ \=======\ ` ` ` :` вып.№489: с. Христ.Просвещ./rasylka/003/489.htm#0 \==========\ : *Свящ. Николай Афанасьев "Дары различны, но Дух тот же" | :` вып.№519: с. Христ.Просвещ./rasylka/003/519.htm#0 ` ` ` ` ` ` | *~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~*
*Когда вы собираетесь вместе,
пусть у одного из вас будет гимн, у другого проповедь, у кого-то откровение от Бога, у кого-то весть на языках, у кого-то ее истолкование. Но всё должно иметь целью созидание Церкви. ... Пророки же пусть говорят двое или трое, а остальные пусть проверяют, что они сказали. А если кому-то другому из сидящих вдруг будет откровение от Бога, то пусть первый тогда замолчит. Ведь вы все можете по очереди пророчествовать, чтобы всех чему-то научить и всех ободрить. Пророки должны уметь управлять своим духом, потому что Бог — это Бог не беспорядка, а мира. ... Всякий, кто считает себя пророком или человеком духовным, должен признать: то, что я вам пишу, есть заповедь Господа. А если не признает, пусть и его не признают. Итак, братья, добивайтесь дара пророчества, но не препятствуйте говорить и на языках. Но всё должно происходить благопристойно и чинно.* (1Кор.14:26,29-33,37-40) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/15.htm |