Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 30 июля ст.ст., вт > Апостольская церковь не знала деления на клириков и лаиков/#/ > в нашем смысле, как и не содержала самих терминов лаик и клирик/18/. > Это есть основной факт церковной жизни первохристианства, > но из этого факта в высшей степени было бы неправильно сделать > заключение, что служение в Церкви исчерпывалось общим для всех > священническим служением. Это было служением всего народа Божьего, > как целого. Другим фактом жизни первоначальной церкви было > разнообразие служений. Тот же Дух, которым все крестились в одно > тело и которым все напоены, разделяет дары каждому особо > "на пользу (..)" (1Кор.12,7) для действования и служения внутри > Церкви. "И Он поставил одних апостолами, других учителями, > иных евангелистами, иных пастырями к совершению святых, на дело > служения, для созидания тела Христова" (Еф.4,11-12). Разнообразие > служений вытекает из органической природы Церкви, в которой каждый > ее член занимает определенное, ему одному свойственное положение > и место. "Бог расположил члены, каждый в теле, как Ему было угодно" > (1Кор.12,18). В живом организме место и положение его членов > находится в зависимости от тех функций, которые ими выполняются, > так и в теле Христовом с местом и положением его членов связано > разное служение. Дары Духа даются не сами по себе и не как награда, > а для служения в Церкви, и даются они тем, кто уже напоен Духом. > Это значит, что общая напоенность Духом является основой > "дела служения", так как без этой благодатной основы не было бы > возможно разнообразие даров Духа. Общая напоенность Духом всех > членов Церкви выражается в их священническом служении, > так как не может быть Духа без активности. Особые служения > направлены к "созиданию тела Христова" (Еф.4,12). В них находят свое > выражение разнообразные функции, необходимые для общей жизни всего > тела. Поэтому общее служение в Церкви предполагает различие > служений, а различие служений не может быть без общего служения. > Разнообразие служений не нарушает единства природы членов Церкви. > Онтологическое единство всех членов Церкви вытекает из их единства > "во Христе". По своей природе все члены Церкви одинаковы, > так как у всех один и тот же Дух. "Дары различны, но Дух один > и тот же" (1Кор.12,4). По своей природе никто не может ставить себя > выше других в Церкви, а тем более выше Церкви, или претендовать > особым образом выражать Церковь. Ни апостолы, ни пророки, ни учители > не составляют сами по себе, или все вместе или каждый в отдельности > Церковь. И те, и другие, и третьи - только члены Церкви, > а не вся Церковь, а потому не могут существовать без остальных > членов, так как иначе они не могли бы выполнять тех функций, > для которых они поставлены Богом. Различие между лицами, имеющими > особые служения, и между теми, кто этих служений не имеет, > не онтологическое, а функциональное. > Это различие перешло бы в онтологическое, если бы в Церкви > не существовало общего для всех ее членов священнического служения. > Тогда бы оказалось, что только одна часть членов Церкви имеет в ней > служение, а большая часть не имела бы никакого служения. > Это означало бы, что большая часть членов оставалась бы без даров > Духа, так как Дух в Церкви дается для действования в ней. > В благодатном организме оказались бы безблагодатные члены. "Изолью > от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши > и юноши ваши будут видеть видения. И на рабов Моих и на рабынь Моих > в те дни излью от Духа Моего, и будут пророчествовать" > (Деян.2,17-18; Иоил.2,28-29). В Церкви не может быть безблагодатных > членов, как не может быть членов без служения в ней. В Церкви > в полноте излита благодать Духа - "от полноты Его мы все прияли, > и благодать на благодать" (Ин.1,16) - на всех ее членов. Различие > состоит в том, что призванные к особому служению получают и особые > дары Духа для своего служения в Церкви, которых не имеют те, > кто этого служения не исполняет. Все одарены одним Духом, но не все > имеют одни и те же дары Духа. В таинстве брака брачующимся подаются > дары Духа для их совместной жизни. Этих даров не имеют лица, > не состоящие в браке, но благодатны и те, и другие.
*Возьмем для сравнения человеческое тело —
оно одно, а органов в нём много, но при этом все органы, хотя их много, составляют одно тело. Таков и Христос — ведь все мы крещены одним Духом, чтобы стать одним телом: евреи и греки, рабы и свободные. Всем нам было дано испить одного Духа. Ведь тело состоит не из одного органа, а из многих. Если нога скажет: "Я не рука, я не принадлежу этому телу", разве от этого она перестанет быть частью тела? Или если скажет ухо: "Я не глаз, я не принадлежу этому телу", разве оно перестанет быть частью тела? Если бы всё тело состояло из одного глаза, как бы оно слышало? А если всё тело — ухо, как бы оно обоняло? Однако Бог поместил все органы в одном теле и каждому из них отвел место по Своему усмотрению. Будь все одним органом, где же тело? И вот в результате органов много, а тело одно. Глаз не может сказать руке: "Я в тебе не нуждаюсь". Или голова ногам: "Я в вас не нуждаюсь". Напротив, те органы, которые кажутся наиболее слабыми в теле, оказываются насущно необходимыми. И те органы, которые кажутся наименее "почтенными", их-то мы и укутываем наиболее тщательно. И с самыми неприглядными обращаемся с наибольшей заботой, какой не требуют более красивые. Но Бог так соединил органы в теле, чтобы придать достоинство тем из них, у которых вне тела его нет, для того чтобы в теле не было разногласий, а все органы заботились друг о друге. И если страдает один орган, плохо и всем остальным. Если в почете один орган, радуются этому и все остальные.* (1Кор.12:12-26) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/12.htm |