Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 29 июля ст.ст., пн > Основная линия истории церковного устройства шла от внутреннего > универсализма к внешнему. Какую бы сторону церковной жизни > первохристианства мы ни изучали, мы должны исходить > из евхаристической экклезиологии, а не вносить в церковную жизнь > позднейшее понимание Церкви. Можно отстаивать законность > и правильность современного церковного универсализма, который, может > быть, неизбывен в условиях нашей жизни, но нельзя рассматривать его, > как изначальное понимание Церкви. Нет ничего удивительного, > что церковная жизнь первохристианства представляется нам в ином > свете, в иных красках и тонах, чем она была в действительности, > когда мы не переносим себя в нее, а рассматриваем ее под углом > зрения наших современных понятий. > Церковь есть народ Божий, который Бог образовал для Себя во Христе. > Взятая в этом аспекте Церковь есть стадо Божие. Идея стада > предполагает служение пастырства в широком смысле; которое включает > в себя служение управления. Противопоставление Духа и порядка, > которое мы находим в современной богословской науке, вытекает > из ложного убеждения, что организующим началом в Церкви является > человеческая воля. В Церкви принципом устройства и порядка является > Дух. В Духе лежит начало Церкви. Через Дух и в Духе живет Церковь. > Дары Духа даются не сами по себе, а для служения в Церкви, > для созидания тела Церкви. Дух в Церкви не есть начало анархии, > а организующий принцип. Поэтому трудно представить себе что-либо > другое, что находилось бы в таком явном противоречии с основными > принципами церковной жизни, как гипотеза разделения служений > на благодатные и безблагодатные. Гипотезы вполне допустимы в науке, > если они дают объяснение тем или иным фактам и явлениям, но историк > не имеет права пользоваться гипотезами, которые являются выражением > исторической аберрации. Они не только ничего не объясняют, > но сами ставят мнимые, а потому и неразрешимые, проблемы. > Служение пастырства было благодатным служением, и не могло быть > иным. Церковь имеет полноту благодати — «omnis gratia», — и только > ее, а потому не нуждается в человеческом моменте для того, > чтобы управляться. Мы охотно признаём в области догматического > мышления полноту благодати, которой обладает Церковь, но решительно > не желаем осознать, что иных начал, кроме благодати, не было > в первоначальной церкви. Если в последующие эпохи Церковь > заимствовала для своей жизни чужеродные ей начала, то надо отдать > себе отчет, когда и почему они проникли, а не возводить их в норму > и переносить в те эпохи, когда Церковь жила и действовала дарами > Духа. > Дары различны и служения различны, но Дух один и тот же. Тот же Дух, > который создавал служения апостольства, пророчества и учительства, > создавал в Церкви служения управления. Разным было содержание > служений, а потому разным было и их значение. Служение управления > было самым необходимым для жизни Церкви, без которого Церковь > не может существовать в эмпирической жизни. Без него не может быть > Евхаристического собрания, а без Евхаристического собрания не может > быть Церкви. > В Евхаристическом собрании все священнодействовали, > но это священнодействие всех выявлялось через одного. Такова природа > всякого священнодействия в Церкви. Приносящий всегда один, > а все остальные ему сослужат. На Евхаристическом собрании > священнодействовал тот, кто занимал центральное место на нём. > Приносил «благодарение», в котором все участвовали, всегда один > и всегда один и тот же, но всегда совместно со всеми: ни народ Божий > не мог священнодействовать без него, ни он не мог > священнодействовать без народа, т.к. не только он, но и все были > священниками Богу Вышнему. > Не следует <умалять> значение места в Евхаристическом собрании, > а особенно центрального места на нём. Значение этого места покоится > на том, что на Тайной вечери оно было занято самим Господом Иисусом. > Когда в первый раз первая Евхаристия была совершена в Иерусалиме, > то это место занял ап. Петр. Его теперь занимает епископ. <.....>
------------------------------------------------- / См. тж.: Я.Кротов: ЦЕРКОВЬ - ОДИН СТУЛ ИЛИ ТРИ? \ --- с. Христ.Просвещ./rasylka/003/499.htm#0 ---- \ _____________________________________ /
*Если бы мы сначала сами испытывали себя, нас не осудил
бы Бог.
Но когда Господь так нас судит и наказывает, Он исправляет нас, чтобы не осудить вместе с остальным миром. ... Что касается даров Духа, братья, я не хочу, чтобы у вас было неправильное понимание. ... Есть разные дары, но их дает один и тот же Дух. И есть разные виды служения, но одному и тому же Господу. И есть разные виды деятельности, но во всех действует для всех один и тот же Бог. Каждому дано проявление Духа для общего блага. Одному Дух дает дар мудрой речи; другому тем же Духом дается дар передавать знание; третьему, тем же Духом — дар веры; или дар исцелять болезни — тем же Духом; или дар творить чудеса, или пророчествовать, или различать, что от Духа, а что нет; у этого дар языков, у того — истолкования сказанного на языках. Но всё это совершает один и тот же Дух, дающий разным людям разные дары по своему усмотрению. Возьмем для сравнения человеческое тело — оно одно, а органов в нём много, но при этом все органы, хотя их много, составляют одно тело. Таков и Христос — ведь все мы крещены одним Духом, чтобы стать одним телом: евреи и греки, рабы и свободные. Всем нам было дано испить одного Духа. Ведь тело состоит не из одного органа, а из многих. Если нога скажет: "Я не рука, я не принадлежу этому телу", разве от этого она перестанет быть частью тела? Или если скажет ухо: "Я не глаз, я не принадлежу этому телу", разве оно перестанет быть частью тела? Если бы всё тело состояло из одного глаза, как бы оно слышало? А если всё тело — ухо, как бы оно обоняло? Однако Бог поместил все органы в одном теле и каждому из них отвел место по Своему усмотрению. Будь все одним органом, где же тело? И вот в результате органов много, а тело одно. Глаз не может сказать руке: "Я в тебе не нуждаюсь". Или голова ногам: "Я в вас не нуждаюсь". Напротив, те органы, которые кажутся наиболее слабыми в теле, оказываются насущно необходимыми. И те органы, которые кажутся наименее "почтенными", их-то мы и укутываем наиболее тщательно. И с самыми неприглядными обращаемся с наибольшей заботой, какой не требуют более красивые. Но Бог так соединил органы в теле, чтобы придать достоинство тем из них, у которых вне тела его нет, для того чтобы в теле не было разногласий, а все органы заботились друг о друге. И если страдает один орган, плохо и всем остальным. Если в почете один орган, радуются этому и все остальные. Вы все вместе — Тело Христа. Каждый из вас — один из его органов и часть Тела. В Церкви Бог, во-первых, назначил апостолов, во-вторых — пророков, в-третьих — учителей; потом идут те, кому дана сила творить чудеса; потом — дар исцелений; потом - помощи, руководства, дар говорить на неведомых языках. Разве все апостолы? Все пророки? Все учителя? Все творят чудеса? У всех дар исцелений? Все говорят на языках? Или все способны их истолковывать? (1Кор.11:31-32;12:1,4-30) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/11.htm |