ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. |
О НОВООТКРЫТЫХ ТЕКСТАХ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКА СИРИНА |
[9]
|
|
[14]
|
|
Беседа 1. |
Послание [к мар Ишо-зека...] о <некоторых> особенностях жизни в безмолвии. |
[14]
|
Беседа 2. |
Того же блаженного мар Исаака. Что есть признак появления лучей разумения в душе. |
[43]
|
Беседа 3 (фрагмент). |
Того же мар Исаака, епископа и отшельника. О знании. |
[45]
|
Беседа 4. |
Снова того же мар Исаака другие произведения, составленные им после "Глав о знании" <в качестве> указаний и разъяснения относительно нашего досточестного служения в безмолвии. |
[47]
|
Беседа 5. |
Беседы мар Исаака о сокровенной молитве. |
[51]
|
Беседа 6. |
Того же мар Исаака. Указательные знаки <на пути> ко спасению. И о видах истинной связи с Богом, которые усматриваются в душе. |
[64]
|
Беседа 7. |
Его же. От чего рождается в душе духовное чувство и сколь возвышена мера его. |
[67]
|
Беседа 8. |
Каковы отличительные <черты> тех <вещей>, о которых говорилось <выше>: когда человек сосредотачивается в мысли своей и в безмолвии открываются они. И как ощущаются они и распознаются, и что они такое. |
[69]
|
Беседа 9. |
О доверии к Богу, рождающемся от знания истины и от истинной веры. И о благой ревности души. И о том, что, если естественным образом направляет душа ревность свою, не остается в человеке никакого телесного побуждения. |
[75]
|
Беседа 10. |
О чине размышления и о различных видах его; и что является главной составной частью его; и о просветленном служении разума; и как приблизиться человеку к превосходной степени любви к Богу; и каковы отличительные свойства этой главной составной части. |
[79]
|
Беседа 11. |
О созерцании тайны Креста; и какую силу несет он невидимо в своей видимой <форме>, и о многих тайнах домостроительства Божия, которые совершались среди древних; и совокупность этого во Христе, Господе нашем; <и как> совокупность этого несет <в себе> всесильный Крест. |
[92]
|
Беседа 12. |
О созерцательном образе жизни и о том, как благотворное безмолвие и одиночество способствуют этой цели духовного знания. |
[101]
|
Беседа 13. |
О воспитании внутреннего человека. |
[103]
|
Беседа 14. |
Того же мар Исаака. Главы о молитве и ее внешних формах. |
[104]
|
Беседа 15. |
Того же мар Исаака. Глава, которая подробно показывает и хорошо объясняет, что есть чистая и нерассеянная молитва. |
[121]
|
Беседа 16. |
Его же. Об "осенении". |
[125]
|
Беседа 17. |
Того же мар Исаака. О том, чем сохраняется сокровенное трезвение в душе. И откуда сонливость и холодность входят в разум, и угашают в душе святую горячность, и умерщвляют стремление к Богу ради духовных и небесных наслаждений. |
[127]
|
Беседа 18. |
Снова того же мар Исаака. О разных вопросах. |
[131]
|
Беседа 19. |
Того же мар Исаака. Что такое естественные свойства, благодаря которым познающее естество получает божественное знание, и что встречается ему на этом пути. |
[138]
|
Беседа 20. |
Того же мар Исаака другое рассуждение, в котором ясно <описываются> различные виды размышления, происходящего в сознании соответственно степени преуспеяния и мере знания, которых достиг человек. |
[141]
|
Беседа 21. |
О том, как новоначальная душа становится добродетельной и преуспевает, когда освобождается от первоначальных напряженных трудов. И как приближается она при малом утомлении тела к свободному существованию благодаря помощи свыше. И с какой целью трудится она в трудничестве своем. |
[148]
|
Беседа 22. |
Об изменении образа жизни: каким образом один образ жизни заменяется с божественной целью на другой. И как и каким образом преуспевшие заменяют один образ жизни на другой, высший. И в какой степени заменяют они его, а в какой <продолжают> пользоваться им. И на другие темы. |
[153]
|
Беседа 23. |
О тайне служения святых, которая усматривается в природных <явлениях>. |
[155]
|
Беседа 24. |
О том, что нет пользы в телесных трудах, которые не сопровождаются мыслительной деятельностью, если человек полностью возлагает на них надежду <на достижение цели своего> пути и мыслит и думает только о них. |
[156]
|
Беседа 25. |
О том, что, если среди тяжких испытаний человек ищет в себе знания истины, оно сохранит разум его в покое и невозмутимой тишине, когда они встречаются <ему>. Но когда неразумными помыслами возмущен <человек>, еще более безумно сетует он на них и <тем лишь> добавляет огонь к скорби своей. Знание же, напротив, утешает человека и успокаивает; и с легкостью дает ему Бог выйти из уныния его, когда принимает он от Него труд разума своего. |
[158]
|
Беседа 26. |
Того же блаженного мар Исаака. О том, что именно Бог попускает тяжким испытаниям находить на нас и что Сам милосердный Господь допускает эти периоды уныния, когда мы скорбим и страдаем. |
[160]
|
Беседа 27. |
О внутреннем смирении |
[162]
|
Беседа 28. |
Защищение и увещание на ту же тему - по поводу этих глав об искушениях и о смирении: для чего они были написаны в таком порядке. |
[164]
|
Беседа 29. |
Его же. О великих благах, рождающихся от собеседования с Писанием, от сокровенного служения и от размышления о нем и постоянного исследования его, и от поиска цели учения его. И против тех, кто считает ненужным прилежно заниматься этим чудным и божественным трудом. И ублажение тех, кто удостоился в этом размышлении и полезном труде провести дни свои в мире сем. |
[165]
|
Беседа 30. |
О славных и избранных путях к Богу в безмолвии. |
[169]
|
Беседа 31. |
Пояснение к сказанному вместе с необходимыми увещаниями, относящимися к теме путешествия к Богу. |
[173]
|
Беседа 32. |
Того же блаженного мар Исаака. Об изменении, <происходящем> от святых движений, и о просветленном пути в час молитвы, который дается нам милосердием Господа нашего. |
[177]
|
Беседа 33. |
Его же. О добрых и дурных изменениях, которые получаем мы от различного понимания Писаний. |
[179]
|
Беседа 34. |
Того же блаженного мар Исаака. Об утешениях, которые милосердный Бог дает тем, кто пребывает в безмолвии ради Бога. |
[181]
|
Беседа 35. |
О цели возвышенного служения разума, которое есть совокупность всякого подвижничества, совершаемого посредством телесных чувств; благодаря ему входит человек на всякий миг в совершенное слияние с Богом. |
[186]
|
Беседа 36. |
Его же. На другие темы, <касающиеся> знания, и о причине непоследовательности в изложении темы, способствующей <лучшему> уразумению <предмета>. |
[190]
|
Беседа 37. |
Каковы признаки смирения, ощущаемые человеком в самом себе. И о благодарении в искушениях. И как возможно для человека претерпевать их без жалоб. |
[192]
|
Беседа 38. |
Того же блаженного мар Исаака. О таинственных предметах созерцания, которые однажды пришли ему о величии нового века и о <свойствах> божественного Естества, и о грядущем порядке; и, в сокращении, мысль, которая пришла ему относительно образа существования в новой жизни. |
[194]
|
Беседа 39. | Созерцание на тему геенны, насколько может быть дарована человеческому естеству благодать иметь мнение относительно этих тайн. |
[197]
|
Беседа 40. | Снова о духовном созерцании - Слово, в котором подтверждаются и уточняются вопросы, касающиеся созерцания божественных тайн, посредством сокровенной и таинственной вдохновляющей его силы во имя Христа, Господа нашего, из Которого изливается источник знания о спасении всех разумных <существ>. Предмет этого слова есть постоянство, неизменность и любовь божественного Естества в начале и в конце творения. |
[210]
|
Беседа 41. | Снова его же. Увещание вместе с необходимыми предостережениями, соответствующими данной теме. |
[216]
|
ПРИМЕЧАНИЯ |
[219]
|
|
Послесловие. | ОБ ОСНОВНЫХ ТЕМАХ БОГОСЛОВИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКА СИРИНА |
[267]
|
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ |
[285]
|
По благословению Издательство |