=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! *
31 мая 2024 г. ст.ст., четверг 6-ой седмицы по Пасхе -
С праздником!
> 1.6-11 ВОЗНЕСЕНИЕ ИИСУСА> 6
И вот собравшиеся стали спрашивать Его: > 9 После этих слов Он стал у них на глазах возноситься на небо, и облако скрыло Его из виду. 10 Но они не сводили глаз с неба и после того, как Он исчез. И вдруг перед ними предстали два человека в белых одеждах. > 11 — Галилеяне! — сказали они. — Что вы вглядываетесь в небо? Этот Иисус, взятый от вас на небо, вернется точно таким же образом, как на ваших глазах ушел! > 1.11 взятый от вас на небо — в ряде рукописей: «взятый от вас». > 1.6 Лк 24.21
1.7 Мк 13.32
1.8 Эф 3.16; Лк 24.48;
Ин 15.27; Деян 2.32; 3.15; 5.32 > Ст. 6 — Израиль был в это время под властью Рима: после того как в 6 г. сын Ирода Великого Архелай был лишен римским императором Августом сана правителя за свою жестокость, Иудея вошла в состав Римской империи в качестве провинции, управляемой прокуратором или префектом. Галилея оставалась формально независимой, но фактически подчинялась Риму. Народ мечтал о восстановлении независимого государства, что связывалось с приходом победоносного царя из рода Давида и началом мессианского царства. Восстановишь — буквально: «восстанавливаешь». Конечно, апостолы, как и остальные евреи, верили, что с приходом Мессии страна получит политическую независимость. Очень возможно, что они по-прежнему были убеждены в том, что Израиль будет освобожден от власти язычников и станет не только самостоятельным государством, но и могущественным, так что остальные страны будут подчинены ему. В таком случае они еще не понимали, что Иисус превратил еврейскую мечту о независимом государстве в Царство Бога, очистив ее от националистических и политических элементов.{} Итак, восстановление Богом Израиля должно пониматься в мессианском и эсхатологическом смысле. Теперь, когда апостолы сами своими глазами увидели воскресшего Помазанника Божьего, они были уверены, что это восстановление уже началось. Но их вопрос мог означать, что их больше всего интересовало время наступления этого события. > «Св. Лука пишет, что в дни Своих явлений Христос учил апостолов о Царстве Божием. Почему именно о Царстве? Очевидно, оно еще остается для них камнем преткновения. В пророчествах сказано, что приход Мессии возродит народ Божий, изменит мир, перевернет все законы природы. Сказать иудею, что Мессия уже пришел, значит сказать, что наступил конец света. Но жизнь протекает по-старому: так же восходит солнце, так же мерцают звёзды в ночном небе; люди занимаются повседневными делами, а на Святой Земле хозяйничают неверные. Это противоречие с Библией тревожит учеников. «Господи, — спрашивают они, — не в это ли время восстанавливаешь Ты царство Израиля?» Прямой ответ им не дается, но косвенные свидетельства как бы приоткрывают завесу над тайной Царства Божия. Когда оно наступит окончательно, тогда, как и предсказывали пророки, придет конец всему, что противилось воле Творца. Установится полная гармония между Ним и миром, Им созданным. Но всеобщее обновление еще впереди, а до той поры Царство Божие возрастает на земле «неприметным образом». Мессия должен быть взят от среды людей; тем не менее Он, Его Дух, останется среди них, действуя тайно и явно. Его апостолам надлежит возвещать Благую Весть, ожидая Его прихода «в силе и славе», с таким же терпением, как ждали Его первого явления их предки...» {Прот. А. Мень. Первые апостолы, с. 54-55.} > Ст. 7 — Иисус отказывается отвечать на этот вопрос. Еще раньше ученики спрашивали Его о том, когда наступит Конец и придет Царство Бога, но Он не дал им ответа, сказав, что это полностью в воле Отца и никто, кроме Бога, не знает этого, включая даже Его Сына (см. Мк 13.32; Мф 24.36). Он неоднократно говорил о том, что Царство Бога придет внезапно, но отказывался называть какие-либо знаки, указывающие на время его наступления. Времена и сроки — Эти два слова практически являются синонимами, но «сроки» обычно употребляются, когда речь идет об эсхатологии. Существовало представление, что Бог заранее установил что-то вроде «календаря» всех событий от начала мира до его конца. Недаром часто говорится: «исполнилось время». См. 1Фес 5.1. Установил Своей властью Отец — «Сущность христианского учения состоит в том, что Бог предначертал план для каждого человека и для всего мира. Важно помнить, что история — не хаотическое сочетание случайных событий, которые никуда не ведут. Мы верим, что имеется божественное предначертание, к которому всё творение движется, и что, когда оно свершится, Иисус будет Судьей и Господином всего. Второе пришествие не может быть предметом теоретических рассуждений и простого любопытства; это обращенный к нам призыв быть готовыми, когда этот день придет». {У.Баркли. Толкование к Деяниям Святых Апостолов, с. 13.} > Ст. 8 — Вместо того чтобы заниматься ненужными гаданиями и вычислениями, ученики должны полностью сосредоточиться на исполнении миссии, доверенной им Богом. «Ученичество не означает знания времен и сроков, определенных свыше. Ученичество — это подготовленность». {Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 236.} Вы полу́чите силу — Это служение столь велико и ответственно, что люди не способны исполнить его благодаря лишь собственным силам. Им нужна Божья помощь. Это помощь Святого Духа, поскольку он представляет собой силу и энергию самого Бога. Когда на апостолов сойдет Святой Дух, они получат дарованную свыше сверхъестественную силу. Это дары Духа, благодаря которым они обретут способность пророчествовать, исцелять болезни и провозглашать Божью Весть о спасении. Их главной задачей будет свидетельство об Иисусе: они — свидетели Его жизни, но особенно Его воскресения. Это и есть апостольское служение и главная задача всех христиан (1.22; 2.32; Лк 24.48; Ин 15.27). Например, в эсхатологической речи, обращенной к ученикам за несколько дней до Своей смерти, Иисус ободряет учеников, говоря им, что, когда им придется свидетельствовать о своей вере на суде или перед царями и правителями, они не должны страшиться того, что не обладают ораторскими способностями: Святой Дух будет говорить вместо них (Мк 13.11). > Выше уже говорилось, что апостол — это посланец. Но понятие посланничества означает, что посланный, исполняя данное ему поручение, является представителем того, кто Его послал. Недаром Павел говорил о себе и своих помощниках, что они — полномочные представители Христа и в их лице сам Бог обращается к людям (2Кор 5.20). Понятие свидетельства чаще всего встречается в Евангелии от Иоанна. > В Иерусалиме и по всей Иудее, и Самарии, и до самых пределов земли — Здесь предсказывается последовательность событий, изложенных в Деяниях апостолов. Именно по этому «маршруту» будут двигаться посланцы Христа с Его Вестью. Иерусалим — религиозный центр мира, отсюда будет распространяться Весть по всему миру. Иудея — область Палестины, расположенная к западу от Мертвого моря и граничащая на севере с Самарией, а на юге с Идумеей. Иерусалим был столицей этой области. Иудея вместе с Самарией составляла римскую провинцию Иудею, которая управлялась префектами или прокураторами, подчинявшимися в свою очередь легату (наместнику) провинции Сирия. Самария расположена к югу от Иудеи, она занимает центральную часть западной Палестины. Она была населена самаритянами, потомками тех евреев, которые не были выселены ассирийцами, а затем смешались с переселенцами из Вавилона и Мидии. Самаритяне и евреи, люди с общими этническими корнями, в течение нескольких веков испытывали друг к другу ненависть и отвращение. Их давняя историческая вражда имела политические и религиозные корни. Но приход Иисуса говорит о том, что Бог убирает те барьеры, которые создали люди. Божья любовь и милосердие распространяется на всех. Во время Своей земной жизни Иисус даже ставил некоторых самаритян в пример фарисеям (см. Лк 10.30-37 — притча о милосердном самаритянине). Особенно часто говорится о благожелательном отношении Иисуса к самаритянам в Евангелии от Иоанна. До самых пределов земли — По мнению некоторых комментаторов, имеется в виду Рим. Действительно, рассказ о продвижении христианства в Деяниях апостолов завершается прибытием апостола Павла в столицу Римской империи. Но очевидно, что повествование здесь резко обрывается, что не говорит о том, что задача миссионеров на этом закончена. Вероятно, согласно евангелисту Луке, завершена первая стадия миссионерских походов. Из Письма римлянам, например, известно, что следующей областью своего служения апостол видит Испанию. Поэтому более вероятно, что слова́ Иисуса следует понимать, что Весть должна быть провозглашена и в самых отдаленных областях земли. Если во время Своей земной жизни Иисус ограничивал Свою деятельность и миссию Своих учеников пределами Палестины (см. Мф 10.5-6), сейчас они должны сделать учениками Господа все народы (Мф 28.19-20). Об этом свидетельствует и евангелист Лука, приводя последние слова Иисуса, обращенные к ученикам: «От имени Его надлежит призвать все народы, начиная с Иерусалима, обратиться к Богу, чтобы получить прощение грехов» (Лк 24.47). > Ст. 9 — Только Лука изображает это сверхъестественное явление так зримо и конкретно. Конечно, нужно помнить о том, что «это только попытка изобразить с помощью земных понятий род движения, недоступный человеческому опыту и языку. Иисус оставлял землю. И единственным путем покинуть ее в нашем представлении было движение вверх!» {Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 236.} Поскольку небо воспринимается символически как противопоставление низу, бездне земли́ или мо́ря, как местопребывание всех светлых духовных сил, то и возвращение Иисуса к Богу описывается как уход туда, ввысь. > Это происходит на глазах у учеников, и то, что они выступают свидетелями, подчеркнуто троекратным повторением этой мысли и здесь и в следующих стихах. Он не просто внезапно исчез из поля их зрения, но они видели его вознесение собственными глазами. Облако — Мы уже неоднократно встречали употребление слова «облако» в особом смысле. Оно предстает как символ присутствия Бога, это откровение Божественной Славы, а также своего рода вид «небесного транспорта», потому что Бог «передвигается» на облаках, а затем и воскресший Христос в конце времен спускается на облаке к верующим, которые также на облаке устремляются к Нему навстречу (ср. Лк 9.34-35; Откр 11.12; 1Фес 4.16-17 и др.). > Ст. 10 — Пораженные ученики вглядывались в небо, полагая, что сейчас они увидят возвращение Иисуса или какое-нибудь иное невероятное событие, подтверждающее их веру в то, что это еще не конец. Не сводили глаз с неба — дословно: «напряженно вглядывались». И действительно, вдруг явились два человека. Это небесные посланцы, ангелы, потому что именно ангелы, по представлениям людей того времени, были облачены в белоснежные одеяния (см. 10.30; Лк 24.4). В Евангелии от Луки ангелы, возвещающие воскресение Иисуса, одеты в сверкающие одежды. Ср. также Мф 28.3; Ин 20.12. > Ст. 11 — Галилеяне — Из трех первых Евангелий мы узнаём, что бо́льшую часть Своей земной жизни Иисус провел в Галилее, северной части Палестины, расположенной к северу от Самарии, где и избрал Своих апостолов. Вопрос, с которым ангелы обращаются к апостолам, заключает в себе скрытый упрек, потому что апостолы хотели бы, чтобы Иисус остался с ними на земле навсегда. Но ведь они уже получили от Иисуса указание, чем им следует заниматься. «В том, как напряженно они смотрели на небо, и в самом деле было нечто по существу аномальное, между тем как им было поручено идти «до края земли»... Их призвали свидетельствовать, они же устремили застывшие взоры в синюю даль».{} А то, что Иисус ушел от них на небо, есть гарантия того, что во время Своего второго пришествия Он точно также вернется к ним (Лк 21.27; Мк 14.62; ср. Дан 7.13). [ В.Н.Кузнецова.
Из книги "Деяния апостолов. Текст и комментарий" // М., 2017, с. 32-9 ]
см.
также:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Вознёсся
во славе Ты, Христе Боже наш, / и радость подарил ученикам, / * * * *Павел, как обычно, пришел к ним и три субботы подряд объяснял и доказывал им на примерах из Писания, что Помазанник Божий должен был, после многих страданий, воскреснуть из мертвых. "Иисус, которого я вам возвещаю, и есть Помазанник", – говорил он". (Деян.17:2-3/#/) * * * *Павел, представ перед Ареопагом,
заговорил: * * * *Старшие священники и фарисеи
собрались на заседание Совета. * * * *Фарисеи говорили друг другу: * * * *Иисус сказал: ********************************************* /*/ из
еванг. чтения вторника. /#/
из апост. чтения понедельника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.info/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/024/_24V.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.info/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info | |||||
|