Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
20-Oct-2024 9:46 =рассылка
*Мысли о вере и Церкви*= Христос
воскрес! *
7 октября 2024 г. ст.ст., воскресенье 17-е
по Пятидесятнице. Литургические чтения: 2Кор.6:16-7:1;
Лк.7:11-16
(20-го вс).
В
нынешнем чтении из 2-го Письма коринфянам апостол поднимает тему святости
Церкви, новозаветного народа Божия — ее отделенности от "мира
сего", от "профанов" в буквальном смыле. Такое представление,
такая концепция святости идет из Ветхого Завета. В истории эта идея
потерпела полный крах. Хотя пока мало кто готов это признать... Одним
из отголосков такого понимания святости была выдвинутая в 1970-х годах
Сергеем Фуделем идея о "темном двойнике Церкви".... Текст
по мотивам дискуссии в одном закрытом чате — Жить
православным несколько легче, если использовать концепт
Сергея Фуделя "тёмный двойник Церкви". Для меня, кратко говоря,
это — чисто внешнее подражание тому, чем должна быть Церковь. *
Это натягивание совы на глобус. Что нам по вкусу с позиции
нашего гуманного века, назовем истинной Церковью, а что нет —
"двойником". А если внимательно присмотреться, то всё гораздо
тоньше и не делится на "истину" и "двойника". ...
снова припомнили «темного двойника Церкви», придуманного Сергеем Фуделем еще сто лет
назад. Дескать, всё плохое в Церкви — это от него, «темного
двойника», нечто чужеродное, а не от само́й Церкви, которая
светла и свята. Удобная концепция, почти та же, что и в личном
масштабе привычная для верующего схема: «это же не я, это козни
дьявола». Для иллюстрации своей концепции Фудель напоминает, что среди
ближайших учеников Иисуса был Иуда, который даже причащался от Него
на Тайной Вечере. Чего ждать тогда от нынешней Церкви... Полно иуд и всякого
разного от Иуды. Но на них, нам говорят, не надо обращать
внимания. «Ищи́те Христа в Церкви, только Его ищи́те, потому
что Церковь и есть только Тело Христово в Своем человечестве, только
Тело Его, и тогда вам будет дано мудрое сердце для различения добра
и зла в церковной ограде…» (...). Всё это
прекрасно и утешительно. Но закрадывается сомнение. А что если Иуда
в Церкви — не темный двойник на втором плане, а на первых
ролях, а это Христос — двойник, светлый двойник Иуды, втершегося
в доверие Христу, пленившего Его и удерживающего в неволе (...).
Иуда только показывает Христа издалека с кляпом во рту: мол, тут Он,
а я с вами от Его имени. И даже канонически всё безукоризненно:
соблюдается апостольское преемство. Но чья тогда Церковь в своем существе?
И всё плохое в Церкви — отнюдь не искажение и не привнесение
чуждого, а закономерное и свойственное? Но всё же будем надеяться,
что Христа нельзя удержать в неволе. Он везде. Но совсем не обязательно
Его больше в том месте, что называется Церковь. Есть смысл
искать Христа везде и всюду. Ну и в Церкви тогда тоже, среди прочего.
Только не полагаться на Иуду. (свящ.
Александр Шрамко)
—
Ну, есть ведь явные признаки, по которым можно отличить истинную Церковь
от "двойника", и с ними согласны почти все христиане!
Основатель и глава Церкви — Иисус Христос. Церковь —
это Тело Христово и собрание народа Божьего. Церковь — это истина,
свобода, любовь, спасение и радость. "Натягивание совы на глобус"
произошло в истории Церкви несколько позже, когда иерархия, законничество
(упор на строгое следовании моральным установкам, на сплошные обязательства
и запреты), запутанное и сухое богословие, доступное немногим, стали
вытеснять живое восприятие новых отношений. * Вспомним притчу о пшенице
и плевелах — да, формально она о мире сем, а не о Церкви.
Но в Церкви разве не то же самое — невозможность провести
границу? Проводим границу — начинается в лучшем случае "фарисейство",
в худшем — фашизм?.. или какое там более корректное слово
я как-то откопал... ах да, супремасизм. Сергей
Фудель писал, что у Церкви есть какая-то тёмная сторона, темная тень Церкви.
Но это всё романтика: дело не в тени, а в самой структуре.
Вот она и доставляет беспокойство, будучи репрезентацией Христа, но…
она от Христа до некоторой степени неотделима. Что же делать, скажете
вы? Кланяться в ножки попу, который очень часто не вызывает ни грамма
уважения? Или же послать этого попа на те буквы, которые никак
не складываются в устах приличного человека? И то и другое —
это слишком большие и резкие шаги. Лучше провести деконструкцию: отделить
Церковь как репрезентативный орган от веры как интимного переживании человека.
И теперь я предлагаю принять Церковь! Многих смущает, что Церковь
связана с деньгами, Церковь зарабатывает на прихожанах. Но ведь
мы живём в мире, где все на всех зарабатывают. Та же
музыкальная индустрия, к примеру. Ведь вы имеете возможность слушать музыкальные
шедевры Генделя, Баха, Вивальди только потому, что кто-то на этом зарабатывает.
Существуют картинные галереи и все они основаны на финансовой выгоде.
Существует организация, которая презентует веру и она тоже хочет получать
свой доход. Церковь — это тоже организация, без которой
мы бы не узнали о Христе. Или, возможно, узнали, но в гораздо
меньшей степени. Люди делают деньги на женской красоте, на красоте человеческого
голоса, на футболе… И не надо их в этом винить. Я не говорю
о том, что в Церкви всё упирается в финансы — в ней
очень много хороших людей, готовых жертвовать своей жизнью ради веры. Но функционально
оно выглядит именно так: вера во Христа создаёт некоторые продукты,
которые можно продавать. И Спаситель в этом не виноват и, возможно,
по-Своему этой ситуации благодарен. Не надо связывать финансы с верой
во Христа. Вера — это некоторое глубокое интимное переживание
Бога, которая имеет свою личную историю. Вот почему время от времени
в этом интимном общении с Богом оказываются лишними и богословие,
и Библия, и Церковь как организация, и священники как советники
и посредники, и другие христиане как соратники. На каких-то
этапах всё это оказывается ненужным, а потом может оказаться и нужным. /конспект
фрагмента беседы о. Вячеслава
Рубского "Если вы теряете веру. Часть 1" (ср. re-orthodox.org/rubskiy/esli-vy-teryaete-veru-lekcziya-1/#elementor-toc__heading-anchor-6)/
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
# Вы можете
материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или
или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.info/pomoch.htm. | Подписывайтесь
на тг-канал "Время
пробудиться"! Каждый день нового года там, кроме всего
прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло
"Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы
с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала | Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk |
-- Да благословит
вас Иисус Христос! редактор-составитель
рассылки Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol; мессенджер
Фейсбука; личное сообщение
в Vk; личное сообщение
в Твиттере] --------------------------------------------- *Да
будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа.
Это Он одарил нас, в единении нашем с Христом,
полнотой духовных даров в небесных мирах. Он нас
избрал, в единении с Ним, еще до
сотворения мира, чтобы мы были перед Ним святыми и непорочными
и жили в любви. Он нас предназначил, через Иисуса
Христа, стать Его сыновьями. Вот Его цель и добрая
воля! Так восхвалим Его за величайшую Его доброту —
за дар, которым Он нас одарил через любимого
Сына, кровью которого мы обрели, в единении с
Ним, свободу и прощение грехов. Так
безмерна Его доброта, что излил Он щедро на нас
в совершенстве ума и мудрости! Это Он дал нам знать
Свою сокровенную цель, по воле Его изначально
в Христе воплощенную. Этой цели достиг Он, когда
исполнилось время; Он замыслил всё, что есть
на земле и на небе, соединить воедино в Христе,
во главе с Ним. Благодаря Ему нам выпало стать Его народом;
нам изначально было предопределено, согласно замыслу Того, кто всё
вершит по Своей воле и намерению, стать хвалой Его славе,
потому что мы первыми возложили надежды на Христа. Через Него и вы
услышали слово истины — Радостную Весть о вашем спасении,
благодаря Ему вы поверили и были отмечены печатью обещанного
вам Святого Духа, который есть залог того, что мы получим наше наследие,
когда Бог даст полную свободу тем, кто Ему принадлежит, и станем
хвалой Его славе. Вот почему и я, узнав о вашей вере в Господа
Иисуса и о любви ко всему святому народу Божьему, не перестаю
благодарить за вас, вспоминая в своих молитвах. Пусть Бог Господа нашего
Иисуса Христа, Отец в сиянии Славы, дарует вам Дух мудрости и откровения,
чтобы вы смогли познать Его. Пусть просветит Он очи вашего сердца,
чтобы вы увидели, какова та надежда, к которой Он вас призвал,
каково богатство и великолепие наследия, которое вы разделите с Его
народом, и сколь неизмеримо велика Его сила, что действует
в нас, верующих в Него. Это те же сила и могущество, которыми
Бог поднял из мертвых Христа
и усадил Его по правую руку на небе —
выше Начал и Властей,
Сил и Господств; а имя Его сделал
превыше
имен всех не только в нынешнем
веке, но
и в будущем. И Он всё покорил Ему
под ноги
и поставил Его, Владыку всего,
главой Церкви. Она же есть Его
тело, в
ней вся полнота Того,
кто наполняет Собой всё творение. И вы были мертвы по причине своих преступлений
и грехов, из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира,
покоряясь владыке поднебесного мира, духу, который и поныне действует
в тех, кто противится Богу. Ведь мы все тоже из их числа, мы
тоже жили по законам плотской природы, исполняя все вожделения нашего
тела и ума, и из-за этого нашего естества подлежали наравне со всеми
Суду Божьего гнева. Но Бог, богатый милостью, по
великой Своей любви, которой Он полюбил нас, мертвых от грехов, оживил
нас вместе с Христом. По доброте Его вы спасены! Вместе с
Христом Иисусом Он воскресил нас и усадил в небесах рядом с Ним,
чтобы явить всем
грядущим векам неизмеримое богатство Своей милости, Своей
доброты к нам через Христа Иисуса. ... Вы были чужестранцами,
а не входили в число народа Божьего Израиля. Обещания, которые Бог дал
Своему народу, к вам не относились. Вы жили в этом мире без надежды
и без Бога! А теперь - в единении с Христом Иисусом
- вы, некогда далекие, стали близкими благодаря жертвенной
смерти Христа. Ведь это Он - наш мир, Он, соединивший
евреев и язычников в один народ; Своим телом разрушивший стену вражды,
которая разъединяла нас; отменивший Закон с его уставами и правилами,
чтобы, установив мир, создать в единении с собой из двух человек
одного нового и обоих, в едином теле, примирить с Богом через
смерть на кресте, уничтожив собою вражду. И Он, придя, принес Радостную
Весть о мире вам, жившим вдали от Бога, и тем, кто рядом с Ним.
Так что благодаря Ему мы оба - и евреи, и язычники -
имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом. Итак, вы больше
не чужестранцы и не пришельцы, вы равноправные члены Божьего народа
и Божьи домочадцы. Вы тоже воздвигнуты на фундаменте, заложенном апостолами
и пророками, краеугольный камень которого - Христос
Иисус. Он скрепляет Собой всё здание и воздвигает его, превращая
в храм, посвященный Господу. В единении с Ним и вы созидаетесь,
чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога. ... В прежних поколениях
человечеству не дано было знать этой тайны, но теперь Дух открыл ее
святым Божьим апостолам и пророкам. Она в том, что и язычники получают
то же наследие, и они - часть единого тела, и
им тоже даны обещания Бога через Христа Иисуса в Радостной Вести, служителем
которой я стал благодаря великой Божьей доброте ко мне, через действие
Его силы. Мне, самому ничтожнейшему из всего народа Божьего, был
дан этот дар: возвестить язычникам Радостную Весть о непостижимом богатстве
Христа, а также просветить всех, какой Божественный замысел
спасения заключен в этой тайне, от века сокрытой Богом, Творцом всего,
чтобы только теперь всем Началам и Властям на небесах - через
Церковь - стала ведома мудрость Бога во всём ее многообразии. Бог
воплотил Свой извечный замысел в Христе Иисусе, нашем Господе. В
единении с Ним, через веру в Него мы смело и уверенно приближаемся к
Богу. ... И потому я преклоняю колени перед
Отцом, от имени которого ведет свое название всякий род на небе и на
земле, и прошу Его наделить вас силой из сокровищ Своей славы, даровав
Дух, чтобы внутренний человек в вас становился крепче и
чтобы благодаря вере Христос поселился в вашем сердце. Пусть любовь
станет вашим корнем и фундаментом! И тогда вы будете достаточно сильны,
чтобы вместе со всем святым народом Божьим постигнуть ширину
и длину, высоту и глубину любви Христа и познать ее, хотя она и превосходит
всякое познание. И тогда вы станете столь совершенны, что
достигнете полноты совершенства Бога! Слава Тому, чья сила, действуя
в нас, способна совершить неизмеримо больше, чем всё то,
о чём мы можем попросить или даже помыслить. Слава Ему во всех поколениях
через Церковь и Иисуса Христа во веки веков. Аминь.*
(Еф.1:3-2:7.12-22,3:5-12,14-21//+/) *
* * *Мы больше не должны быть малыми
детьми, которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв
ветра, делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана.
И наоборот, если будем говорить правду с любовью, то будем расти,
во всем приближаясь к Нему. Он же, Христос, есть Глава.
Благодаря Ему сохраняет единство всё Тело, части которого связаны тесными
узами: каждый его орган исполняет свое предназначение, и
всё Тело растет и созидается любовью.* (Еф.4:14-16/++/) *
* * *Иисус, устремив глаза на учеников,
заговорил: "Как счастливы бедные! / Царство Бога ваше. Как
счастливы те, кто голоден теперь! / Бог вас насытит. Как счастливы те,
кто плачет теперь! / Вы будете смеяться. Так будьте же счастливы, /
когда ненавидят вас люди и когда изгоняют вас, оскорбляют / и чернят
ваше имя – и всё это из-за Сына человеческого. Радуйтесь
в тот день, прыгайте от радости! Вас ждет на небесах великая награда!
Ведь точно так же поступали с пророками / отцы этих людей. И,
напротив, го́ре вам, богатые!
/ Вы уже натешились вдоволь. Го́ре
вам, кто сыт теперь! / Вы будете голодать. Го́ре
вам, кто смеется теперь! / Вы будете рыдать и плакать. Го́ре
вам, когда хвалят вас все люди! Ведь точно так же хвалили лжепророков
отцы этих людей. Но вам, тем, кто слушает Меня, говорю Я: люби́те
своих врагов, / делайте добро тем, кто вас ненавидит, благословляйте
тех, кто вас проклинает, моли́тесь
за тех, кто вас оскорбляет. Тому, кто ударит тебя по щеке, / подставь
другую и, если кто отнимает плащ, / не препятствуй забрать и рубашку.
Всем, кто просит у тебя, дай и, если отнимает твое, не требуй
обратно. Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, / делайте для них
и вы. Если вы лю́бите
тех, кто любит вас, / в чём тут ваша заслуга? Ведь и грешники любят
тех, кто их любит. И если вы помогаете только тем, кто помогает вам,
в чём тут ваша заслуга? / И грешники делают то же. И если вы даете
взаймы только тем, от кого надеетесь получить обратно, / в чём тут ваша
заслуга? И грешники грешникам дают взаймы, чтобы потом получить
долг обратно. А вы поступайте не так! / Люби́те
своих врагов, помогайте и давайте взаймы, / ни на что не надеясь в ответ.
Тогда вас ждет великая награда: / вы будете сынами Всевышнего, который
добр даже к неблагодарным и злым. Будьте милосердны, / как милосерден
ваш Отец. Никого не осуждайте — / и вас Бог не осудит.
Никого не обвиняйте — / и вас Он не обвинит. Прощайте —
и Он простит. Давайте — и Он вам даст, / полной мерою даст:
утрясет, утопчет и полную с верхом меру / вам
высыплет в полу плаща. Какой мерой мерите вы, / такой Он отмерит
и вам. ... Что же ты смотришь на соринку в глазу
своего брата, / а
в своем бревна не замечаешь? Как ты можешь говорить своему брату:
'Брат, дай я выну соринку из твоего глаза', если не видишь бревна
в своем? Лицемер! Вынь прежде бревно из собственного глаза —
/ тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата. Ведь
не приносит хорошее дерево больных плодов, и, наоборот, дерево с гнилью
не приносит хороших плодов. Деревья узнают по плодам! С
колючек не собирают инжира, / а с терновника не срезают гроздей.
Добрый человек выносит доброе из хранилища добра в своем сердце.
Злой человек выносит злое из хранилища зла. Ведь из уст человека
исходит то, чем полно его сердце".* (Лк.6:20-38,41-45/@/)
********************************************* /+/
включает чтения понедельника, часть апостольского
чтения вторника и апостольского чтение среды (кр. 1 стиха). /++/
содержит часть апостольского чтения четверга./@/
содержит чтение понедельника
и часть чтения вторника. В цитатах
из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.info/biblia/nz/kuzn/index.htm.
|