Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 05-Jun-2024 12:05

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

 

/предыдущие части: #4410, #4415, #4422, #4424/

 

> Следующий тезис очень важный и, конечно же, связан с предыдущими: Человек – это источник религии. Он выше субботы, выше всякого предписания. Выше «Бога», потому что «Бог» – это всегда то, что нарисовал для себя человек. «Если кто-либо, увидев Бога, понял то, что́ он видел, – не Его он видел, а что-либо сущее и познаваемое; Бог же в Своём сверхъестественном бытии превосходит ум и сущее, и потому вообще не есть ни что-либо познаваемое, ни что-либо существующее». {Дионисий Ареопагит. «Письмо Гаю монаху».}

> Для иудея суббота – это не просто важный день недели, это – самая главная религиозная заповедь. За непочитание субботы убивали (Исх.31:14). Суббота – «завет вечный» (Исх.31:16). Суббота была действительно по-настоящему общенародным днём, который понимали все. Но Христос говорит, что человек выше субботы (Мф.12:1-15; Мк.3:1-6; Лк.6:1-11). Это означает, что человек не должен подстраиваться под религию, потому что человек есть источник религии.

> Христос в 7-й главе Евангелия от Иоанна говорит, ссылаясь на Иоиля (3:18): «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут ре́ки воды́ живой» (Ин.7:38). Речь здесь идёт, конечно, о даровании духовном, о том, что человек является источником живой религии. Вот он идёт по улице, и из него исходит религия, а не так, что он идёт и думает: «Где там религия? Вон там храм стои́т, значит, там – больше религии, а здесь – меньше». Нет. Человек – это источник святыни. Когда самарянка спрашивает Его, на каком из двух мест поклоняться Богу, Его ответ – не там и не там: «Приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему» (Ин.4:23). Речь идёт о том, что человек есть точка поклонения. Человек есть ходячий Иерусалим и Гаризим, и все священные горы вместе.

> Потому Иисус не признавал конфессиональных различий. Близкими для Него оказываются самаряне из Сихема, женщина сирофиникиянка, римский сотник, вера которого выше, чем вера любого в Израиле. Христос хвалит веру человека, который не собирается обрезываться и быть иудеем. Это очень важно – Христос смотрит в сердце человека, а не на его религиозные отличия. Неслучайно Иисус подчёркивает, что левит прошёл мимо, и священник также. «Сотворивший милость» (Лк.10:37) лучше правоверного.

> В измерении Христа, мы живём не в мире невидимых смыслов, которые мы должны нащупать. Может быть, кто-то вместо подлинного смысла нащупает ложный, кто-то упрётся головой в угол, как черепашка, и начнёт там пробуксовывать до конца жизни и т.д. Нет, смысл исходит от нас, потому и Царствие Божие – внутри нас! (Лк.17:21)*. В апокрифическом Евангелии от Фомы 2-3 стих об этом же. {Ев. от Фомы, 2-3: «Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотри́те, царствие в небе! – тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно – в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас. Когда вы позна́ете себя, тогда вы будете познаны, и вы узна́ете, что вы – дети Отца живого. Если же вы не позна́ете себя, тогда вы в бедности и вы – бедность».} Всё может стать высоким смыслом. В евангельском сюжете с поеданием колосьев та же идея (Мф.12:1-6). Зёрна, которые запрещено кушать в субботу, кушать можно, потому что человек «больше храма» и всех предписаний (Мф.12:6). И дистанция между Богом и человеком сокращается.

> Давайте негативный смысл возьмём. Дистанция между Богом и человеком от кого исходит? По тексту Ветхого Завета она исходит от Бога. Иисус показывает нам, что она исходит от человека, и каждый раз, когда человек сокращает эту дистанцию, Христос это одобряет. Помните, женщина, которая была кровоточивой лет восемнадцать? Она не имела права прикасаться, потому что она нечистая, но подумала, что имеет: «Если я прикоснусь к краю одежды, я исцелюсь». Она придумала себе дистанцию короткую, и так оно и случилось. И Христос хвалит её за смелость интерпретировать Тору́ наоборот!

> Притча о добром самарянине тоже решает вопрос о дистанции. Кто есть ближний? Кто ближе всего ко мне? Оказывается, ближе всего тот, о ком ты думаешь, что он дальше всего. Дистанцию выставляем мы.

> Блудница умывает ноги Христу, а фарисеи-собеседники говорят: мол, если бы Он знал, что это за женщина прикасается к Нему… Но Он хвалит её и в результате оказывается, что она правильно делает, когда сокращает дистанцию. Да, она – такая-сякая, но от человека исходит пространство, в котором он может достичь Бога!

> Если мы считаем, что от нас до Бога – как до Луны пешком, то это нами выставленная дистанция, она от нас исходит. Людям так легче считать себя в безопасности.

> В этом плане, если от нас исходят все смыслы и все таинства (как протопресвитер Николай Афанасьев писал, что община является источником всей христианской сакраментологии), то я бы предложил таинство объятий. Подумайте, сколько прекрасных, глубоких, подлинных, настоящих чувств люди переживают во время простых объятий (обнимашек). Какую огромную гамму, в том числе возвышенных чувств, люди переживают во время танца.

> Если мы вспомним православных Танзании, Руанды, Уганды, Кении, которые танцуют во время Литургии, мы что-то поймём о мире, где можно постулировать собственную сакраментологию. Мы поймём, что можем танцевать пред Богом, как Давид. Это я решил. И Бог, Который любит меня, будет танцевать вместе со мной. И это тоже я решил. Потому что я являюсь источником возвышенного смысла и сакрального пространства для нас с Богом. Это я позволяю Богу быть со мной, а Бог-то всегда хочет быть с нами. Поэтому мы можем Его отставить подальше и сказать: «Иже еси на небеси, и ближе не подходи…». А можем сказать: «Я в Тебе, и Ты во мне!» Как Христос, молясь: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21), вбирал людей в это Троическое Единство.

прот. Вячеслав Рубский. Из ст. "Положительное прочтение Евангелия" (5) ]

 


* библеистика, за исключением ряда консервативных ученых (которые положенное до нас предпочитают беречь во веки веков) учит, что верное понимание этого места из Лк. "среди нас". Хотя веками его понимали как "внутри". В данном случае это не так уж важно, ведь авотор не аппелирует к священному тексту как авторитету. Возможно, в момент, когда вы будете читать этот выпуск, текст статьи на сайте re-orthodox.org будет уже изменен, т.к. там часто учитывают критические замечания. – Прим. ред. рассылки.

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь на тг-канал "Время пробудиться"!
Каждый день нового года там, кроме всего прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло "Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*<Иисус сказал:>
 - Говорю вам истинную правду:
    кто исполнит Слово Мое,
     смерти вовек не увидит.
 - Вот теперь мы точно знаем, что в Тебе бес, -
    сказали они Ему. -
   Авраам умер, умерли и пророки.
   А Ты говоришь:
   "Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"!
   Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер?
   Или пророков, которые умерли? Кем Ты себя выставляешь?
 - Если Я сам себя прославляю, слава Моя - ничто, -
   ответил Иисус. -
   Но Меня прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом!
   Вы Его никогда не знали, а Я Его знаю.
   Если бы Я сказал, что не знаю Его,
   Я был бы лжецом, как и вы.
   Но Я знаю Его и исполняю Его Слово.
   Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит.
   Он увидел его - и был счастлив!
 - Тебе нет и пятидесяти, и Ты видел Авраама?! -
   возмутились они.
 Иисус ответил:
 - Говорю вам истинную правду:
   Авраам еще не родился,
   а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ.
   Тогда они схватили камни, чтобы побить Его.
   Но Иисус скрылся и ушел из Храма.* (Ин.8:51-59/+/)

*********************************************

/+/ евангельское чтение вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.info/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/024/4483.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info