>
Конфликт притчи заключается в том, что Христос мог бы
помолиться об исцелении, и вопросов бы к Нему не возникло.
Но Он не помолился, Он сказал: «Я этому человеку простил грехи».
>
Мы должны и можем понять тех, кто возмущённо помыслил в себе: «Кто
Он такой, что имеет право прощать грехи? Он богохульник!»
>
Мы должны реанимировать эпатажность Евангелия
> Осознав, что Христос
намеренно провоцирует публику на реакцию, мы можем приступить к пониманию
того, что Он сделал, зачем Богу иногда нужна отрицательная реакция
на Себя. Но если мы одобряем всё, что Он делал, то мы
не поймём цель самого конфликта, который Он намеренно провоцирует.
>
Итак, Он говорит: «Я этому человеку простил грехи», а Ему говорят: «Ты
не имеешь права прощать грехи». Иисус отвечает: «Что легче сказать:
«прощаются грехи» или исцелить расслабленность?» Конечно, легче сказать: «прощаются
грехи», потому что «языком ворочать – не мешки таскать», как говорится.
И Он говорит: «Я прощаю грехи, Я ему говорю: встань и ходи».
>
«Я прощаю грехи» вызывает возмущение, но оно поётся наряду с «встань
и ходи», которое вызывает восторг. В этой обоюдности «богохульства»
и чуда главное напряжение сюжета.
>
Есть ли связь между прощением и исцелением?
> Чтобы разрешить
это напряжение, нужно или Христа объявить исключением, т.е. Богом, имеющим
право прощать грехи, или признать это право за человеком. Идя по первому
варианту, святые отцы говорят, что здесь есть связь между прощением
и исцелением. Это большая ошибка. Если Иисус может прощать грехи потому,
что Он Бог, то фарисейская формула верна: никто не может прощать грехи
кроме Бога. И мы возвращаемся в старый добрый иудаизм.
>
Я толкую, что здесь связи между прощением и исцелением нет.
Это как сказать: «Чтобы вы мне поверили, что торт вкусный, я вам сейчас
стих Пушкина прочту». Вещи не связанные: торт не становится вкусным
от того, что стихи Пушкина гениальны. Т.е. Иисус как бы говорит: «Чтобы
вы поняли, что Я говорю правду о прощении грехов, Я докажу
это чудом исцеления».
> В противном случае получается, что расслабленный
был грешнее других и потому болел. А как только его Бог простил,
то болезнь ушла. Такое магическое связывание духовного и материального
было характерным для античности. На чём делалось (и до сих пор
делается) множество спекуляций. Если «грех» порождает и отменяет болезнь,
то это лучше трактовать как психосоматический фактор. Иначе «грех» из категории
отношения с Богом станет автономным от Бога явлением, как вирус
или психопатия. Т.е. «грех» будет перемещён в область психологии. Чтобы
оставить его в области богообщения, нужно отказаться от причинно-следственной
связи греха и болезни.
> В отчаянии можно предположить (иногда свв. отцы
так и пишут), что Бог сознательно и целенаправленно поражает человека
болезнью, чтобы наказать за грехи. Но эта теория уже почти неприемлема
для большинства современных христиан, т.к. образ Бога тут выглядит слишком
мелочно, эгоцентрично и немилосердно (страдания детей и т.п.).
>
Бог суеверия моего
> Возвращаясь к эпизоду об исцелении
расслабленного, нам лучше предположить, что Иисус подыграл их суеверию.
Иначе получится, что все те, кто сейчас в болезнях лежат –
всё ещё не прощены.
> Я толкую, что Христос здесь
апеллирует к суеверию, <подыгрывает им в их суеверии>. То есть
вы, суеверные люди, думаете, что он расслаблен по грехам и грешнее
тех, кто мимо него проходит, и его может простить только Бог. Но вот
сын человеческий взял и простил грехи!
> Естественно, Ему возражают:
да кто Ты такой, чтобы прощать его? Этот человек согрешил не перед Тобой,
а перед Богом, потому и прощать его может только Бог!
>
Иисус в ответ поясняет Своё чудо: это Я делаю, «чтобы вы знали,
что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк.2:10).
Здесь есть противопоставление, которое не все видят. Тут сказано –
«на земле». Он имеет в виду диаду: земля и небо. Бог прощает
на небе, а вот Иисус прощает на земле. То же самое, что у Иоанна:
«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23),
или: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано
на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18).
Вы прощаете, значит он – прощён.