=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа
нашего! (2Пет.1:2)
* 21 января ст.ст., вт -
{Пам. прп. Максима Исповедника, †662; прп. Максима Грека, †1556}
литургические чтения: 2Пет.2:9-22#;
Мк.13:14-23#*
.
{Седм. 1-я предуготовительная (34-я)}
> Ст. 14 – Если традиционные апокалипсисы предвещали г`оре язычникам,
> здесь предсказано, что катастрофа обрушится прежде всего на Израиль.
> Современники считали, что пророчество Даниила о =кощунственной
> мерзости= (дословно: «мерзости запустения», то есть приводящей
> к запустению) исполнилось в 168г. до н.э., во времена Антиоха
> Епифана, когда в иерусалимском Храме была воздвигнута статуя Зевса
> в обличье самого Антиоха, что осквернило Храм и привело
> к прекращению в нём богослужений (1Макк.1.54-57). Ведь мерзостью
> у евреев назывался предмет идолопоклонства.
> Что именно имеется в виду здесь, неизвестно. Одни считают,
> что это воспоминание о том, что в 40г. сумасшедший император
> Гай Цезарь, более известный под прозвищем Калигула, хотел установить
> в Храме собственную статую, но из-за смерти не успел. Другие –
> что в 70г. римские солдаты внесли в Храм свои штандарты и принесли
> им жертву. Есть одна интересная деталь, которую не передают
> переводы: в греческом слово «мерзость» среднего рода, а в следующем
> стихе сто`ит местоимение мужского рода «он». Ср. этот стих
> с 2Фес.2.3-4: «когда явится воплощение зла – человек, обреченный
> погибели, противник, который возомнит себя выше всего, что зовется
> божеством или святыней, так что он даже воссядет в Божьем Храме
> и объявит себя Богом». Становится понятным, что вряд ли речь идет
> о неодушевленных предметах, но о богоборческой личности,
> или Антихристе (см. также Откр.13.11-13). Он воссядет =там,
> где не д`олжно=, то есть в святилище, и лжепророки будут прославлять
> его (ст.22). Имеются в виду силы зла, которые перед наступлением
> Конца на некоторое время получат свободу, как бы заново погружая
> землю в хаос, за которым должно последовать новое творение.
> =Пусть тот, кто читает, поймет= – эти слова, вероятно, представляют
> собой комментарий Марка, обращенный к своим читателям, а не слова
> Иисуса, который в это время разговаривал с четырьмя учениками.
> Когда они увидят это, они должны бежать – =пусть бегут в горы=.
> Иудея – это горная страна, и поэтому самым надежным прибежищем
> были горы. Так, например, Маккавеи после осквернения Храма
> тоже бежали в горы (1Макк.2.28). <...> «Призыв бежать
> в День Господа также часто звучит у пророков.., но здесь, возможно,
> есть также аллюзия на повеление Бога Лоту с семьей бежать в горы
> (Быт.19.17; эта аллюзия еще яснее в Лк.17.31). В этом случае
> Иерусалим предстает новым Содомом, и бедствие, которое ему грозит,
> сопоставимо с тем, которое постигло Содом».{G.R.Beasley-Murray,
> Jesus and the Kingdom of God, p.329}
> Ст. 15-16 – Бегство должно быть срочным, потому что вопрос сто`ит
> о жизни и смерти. Только неумный человек в такую минуту
> будет пытаться спасти что-нибудь из имущества. На плоской =крыше=
> люди проводили много времени, ели, отдыхали, работали. Бежать надо
> было вниз по наружной лестнице, не заходя в дом за вещами. Нельзя
> возвращаться даже за =плащом=, который служил для бедняка и верхней
> одеждой, и одеялом ночью, он мог бы уже не понадобиться. Несомненно,
> это предостережение напоминало слушателям судьбу жены Лота
> (Быт.19.26).
> Ст. 17-18 – Бегство будет особенно тяжелым для =беременных
> и кормящих=, потому что им трудно быстро передвигаться, особенно
> если оно случится =зимой=, потому что в Палестине зима – сезон
> дождей, когда разливались реки и русла пересохших летом ручьев
> заполнялись водой и превращались в бурные потоки, что делало
> передвижение затруднительным или вообще невозможным.
> Именно это повеление спешно покинуть город спасло христиан,
> они не участвовали в войне и в защите Иерусалима, но еще в 68г.
> бежали в Пеллу. Судьба оставшихся была ужасна. Осада города совпала
> с Пасхой, когда в Иерусалим собралось огромное количество
> паломников. Иосиф Флавий говорит о 2 700 000 человек, конечно,
> эта цифра сильно преувеличена, но несколько сотен тысяч человек
> там было и почти все они погибли.
> Ст. 19 – =Будут те дни полны такой скорби, какой не было в мире= –
> этот стих напоминает Дан.12.1 (ср. также Иер.30.7; 1Макк.9.27).
> Цитата из Даниила свидетельствует, что страдания Израиля
> есть прелюдия перед Концом этого века. Это также значит,
> что Суд Божий над Своим непослушным народом будет суровее,
> чем над язычниками.
> Ст. 20 – Но всё же милость Бога больше, чем Его гнев: Он =сократит=
> время скорби, потому что в Израиле остается верный остаток.
> Бог не допустит уничтожения всего народа =ради избранных, ради тех,
> кого Он избрал=. В апокалиптических писаниях есть идея,
> что существует некая эсхатологическая мера времени, которая должна
> исполниться (буквально: «наполниться»), что Бог уже назначил день
> и час Своего явления для Суда и не отменит его: «Ибо Всевышний
> на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил
> часы. Он не подвинет и не ускорит до тех пор, пока не исполнится
> объявленная мера» (3Ездр.4.36-37). «Но Отец Иисуса –
> это не неподвижный, неизменный, определяемый только через отрицание
> Бог, к которому бессмысленно обращаться с молитвой, а милостивый
> Бог, внемлющий молитвам и заступничеству (Лк.13.8-9; 22.31-32)
> и в Своем милосердии способный отменить Свою священную волю.
> Выше святости Бога ставит Иисус милость Бога, который +своим+
> сокращает период бедствий, а неверующим может продлить отсрочку,
> предоставленную для покаяния. Всё человеческое существование
> в условиях ежечасно грозящей катастрофы держится этой отсрочкой:
> «Оставь ее и на этот год... не даст ли плода»
> (Лк.13.8-9)».{И.Иеремиас, Богословие Нового Завета, с.162}
[ В.Н.Кузнецова.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ
М., 2000; стр.241-4 ]
-----------------------------------------
*Параллели
к еванг. чтению: Мф.24:15-25;
Лк.21:20-24;
эпизод №137
по "Брюссельскому согласованию"
/~~~~~~~~~~~~~~
/ Смотри также: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
> Размышления Я.Кротова о евангельском чтении:
*Ожидание 'мерзости', бегство, превентивная молитва*
с. Христ.Просвещ./rasylka/003/346.htm#0
> Тексты прп. Максима Исповедника и о нём:
http://krotov.info/library/m/ispoved/ind_max.html
+ ст. на days.ru: http://www.days.ru/Life/life267.htm
> О прп. Максиме Греке:
+ из лекции свящ. Александра Меня
"Предшественники Владимира Соловьева"
с. Христ.Просвещ./rasylka/003/331.htm#0
+ ст. из Словаря свящ. А.Меня:
http://krotov.info/spravki/persons/16person/1555grek.html
+ ст. на days.ru: http://www.days.ru/Life/life274.htm
Желаю всяческих успехов! |
редактор-составитель рассылки |
|
Александр Поляков |
My ICQ # 112678438
|
Иисус сказал:
'Когда увидите "кощунственную мерзость" /
там, где ей быть не д`олжно ...
тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы;
кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом; /
кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом.
Г`оре беременным и кормящим грудью в те дни! /
Молитесь, чтобы не случилось это зимой.
Будут те дни полны такой скорби, /
какой не было в мире со дня, когда сотворил его Бог, /
доныне не было и не будет!
И если бы Господь не сократил тех дней, / ничто живое не спаслось
бы.
Но ради избранных, ради тех, кого Он избрал, / Он сократил те дни.
Если вам скажут тогда: /
"Смотри, Помазанник здесь!" или "Он там!" – /
не верьте!
Потому что появятся лжепомазанники и лжепророки,
/
знаки явят и чудеса, /
чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных.
Но вы будьте бдительны – / Я всё вам сказал заранее'.
(Мк.13:14-23)
|