=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Любовь,
милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (1Тим.1:2)
* 10 декабря ст.ст., вт -
литургические чтения: Евр.9:8-10,15-23#;
Мк.8:22-26#
*
{Седм. 28-я по Пятидесятнице, ряд. чт-я
30-й седм.; рождеств. пост}
> Термин "искупление" (lutrwsiV), встречающийся в Библии, буквально
> означает "выкуп", то есть деньги, вносимые за освобождение раба.
> С понятием "искупления" в Ветхом Завете связано прежде всего
> освобождение Богом народа израильского из египетского рабства,
> а также из вавилонского плена{Ср. Пс.73:2; Мих.6:4 и др.};
> "Искупитель" - одно из имен Ягве в Ветхом Завете, в частности
> у пророка Исаии{Ср. Ис.41:14; 43:14; 47:4; 48:17; 49:26; 59:29;
> 63:16 ()}. В Новом Завете понятие "искупления" указывает на спасение
> и оправдание человечества Иисусом Христом, пролившим Кровь и умершим
> на кресте ради искупления всех{Ср. Мф.20:28; Мр.10:45; Рим.3:24;
> Гал.3:13; 4:5; Еф.1:7; 1Тим.2:6; Евр.9:12,15; Откр.5:9 и др.}.
> Буквальный смысл глагола lutrow ("искупить") заставлял
> раннехристианских богословов задумываться о том, кому именно Христос
> заплатил выкуп за человечество. <...> Ориген, в частности,
> утверждал, что в момент крестной смерти Спасителя Его дух был предан
> в руки Отца, а душа отдана диаволу в качестве выкупа за людей:
> "Кому Искупитель дал душу Свою во искупление многих? Не Богу, а...
> диаволу... В качестве выкупа за нас отдана душа Сына Божия, а не дух
> Его, ибо Он уже прежде предал его Отцу со словами: +Отче, в руки
> Твои предаю дух Мой+{Лк.23,46}; также и не тело, потому что об этом
> мы ничего не находим в Писании"{На Мф. 16,8 ()}. По учению Григория
> Нисского, человек в результате грехопадения оказался в рабстве
> у диавола; для того, чтобы искупить его, необходимо было заплатить
> диаволу компенсацию, выкуп; в качестве выкупа предложен был человек
> Иисус Христос; диавол принял Его в обмен на человечество, однако
> под "приманкой" человеческой природы Христа скрывалось Божество,
> Которое диавол не сумел удержать: так Бог "обманул" диавола{Большое
> Огласительное Слово 22-24}. Василий Великий придерживался сходного
> взгляда относительно права диавола на компенсацию, однако теория его
> была несколько иной: "выкуп", необходимый для избавления
> человечества от рабства диаволу, не мог ограничиваться простым
> человеком, поскольку равный не может выкупить равного и человек
> не может искупить сам себя; нужно было нечто большее, чем человек,
> а именно Тот, Кто превосходит человеческую природу - Богочеловек
> Христос; пролив кровь за грехи людей, Он заплатил выкуп одновременно
> диаволу и Богу{Беседы на Пс.7,2 и 48,3. О выкупе, принесенном Богу,
> см. также Беседу на Пс.28,5}. По словам Кирилла Иерусалимского,
> Сын Божий, став искуплением за грехи людей, избавил человечество
> от гнева Божия.{Огласительное слово 13,2}
> Григорий Богослов подверг уничтожающей критике теорию выкупа,
> принесенного диаволу. Диавол не достоин никакого выкупа, - считает
> Григорий: говорить о смерти Сына Божия как жертве диаволу
> оскорбительно. Но нельзя говорить и о том, что Сын Божий принес Себя
> в выкуп Отцу и что Отец мог желать смерти Своего собственного Сына:
+> Ибо для кого и ради кого пролита кровь, (излиянная) за нас -
+> великая и преславная кровь Бога, Архиерея и Жертвы? Мы были
+> подчинены лукавому, проданные (в рабство) греху и в обмен на зло
+> получившие наслаждение. Если же выкуп бывает не кому-либо другому,
+> кроме держащего (нас в своей власти), то спрашиваю: кому и по какой
+> причине принесен этот выкуп? Если лукавому, то - долой оскробление!
+> Не только от Бога, но и самого Бога получает разбойник в качестве
+> выкупа, и столь безмерную плату берет за свою тиранию, что за такую
+> плату справедливо было пощадить нас. Если же Отцу, то, во-первых,
+> как? Ведь не у Него были мы в плену! А во-вторых, по какой причине
+> кровь Единородного будет приятна Отцу, Который даже Исаака
+> не принял, приносимого его отцом, но заменил жертвоприношение,
+> дав овна вместо разумной жертвы?{Сл.45,22 ...}
> Семь столетий спустя на латинском западе возникнет теория
> искупления, согласно которой смерть Христа была удовлетворением
> оскорбленного правосудия Бога Отца. Поскольку Бог справедлив,
> а грехопадением человека Он был оскорблен, Его справедливость
> требует сатисфакции <(удовлетворения)>: Сын Божий приносит Себя
> в жертву Отцу и Своей кровью умиряет разгневанного Бога{изложенная
> теория сатисфакции принадлежит Ансельму Кентерберийскому}.
> Эта теория будет отвергнута христианским Востоком на поместных
> Соборах 1156-57гг. в Константинополе, где восторжествует учение
> о том, что искупительная жертва Сына Божия была принесена Богу
> Троице: Христос как человек приносит Себя в жертву Богу и как Бог
> принимает жертву{}. Это учение было продолжением теории искупления
> Григория Богослова, который, отвергая идею выкупа, принесенного
> диаволу, а также идею удовлетворения правосудия Отца, говорил,
> тем не менее, о Христе, приносящем Самого Себя в жертву Богу:
+> Спрашиваю, для кого пролита кровь Бога?
+> Если для лукавого, то - прочь! - кровь Христа отдана злодею!
+> Если же для Бога, то как? Не другой ли владел нами?
+> А выкуп всегда дается владельцу.
+> Истинно то, что Он Сам Себя приносит Богу,
+> Чтобы Самому похитить нас у владевшего нами
+> И чтобы взамен падшего принят был Христос...
+> Так мыслим. Но уважаем и образы.{}
> Как мы видим, Григорий не отказывается от традиционной терминологии
> "выкупа", однако воспринимает ее лишь как "образ", помогающий лучше
> понять таинство спасительного подвига Богочеловека: Христос назван
> "избавлением" (apolutrwsiV) как давший себя в "искупление" (lutron -
> выкуп) и в очистительную жертву за вселенную.{Сл.30,20,44-46 ...}
> Григорий также не отказывается говорить об Отце, Который принимает
> жертву: однако принимает не потому, чтобы имел нужду в такой жертве,
> а из снисхождения и ради того, чтобы человек освятился человеческой
> природой воплотившегося Бога.{Сл.45,22 ...} Иными словами, крестная
> жертва Спасителя была нужна не Богу Отцу, но нам, и была она
> следствием любви, а не гнева Отца: "так возлюбил Бог мир, что отдал
> Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб,
> но имел жизнь вечную".{Ин.3:16}
> В соответствии с евангельским образом Христа, посланного Отцом
> по любви к людям, Григорий в своей трактовке догмата искупления
> делает акцент на любви Божией, которая была главной причиной
> Боговоплощения. Единородный Сын Божий был послан Отцом в мир
> для того, чтобы уврачевать поврежденную грехом человеческую природу.
> Грех вошел в жизнь человека после грехопадения: наказанием за грех
> стала смерть. Но и само это наказание было проявлением любви Божией,
> и в самой смерти содержалось скрытое благодеяние, так как она
> преграждала путь к распространению греха. В течение долгих веков
> Бог вразумлял человечество различными способами, однако грех
> продолжал распространяться. Тогда понадобилось более сильное
> "лекарство", которым и стало Воплощение Бога Слова:
+> О новое <слияние>! О странное <соединение>! Существующий получает
+> бытие, и Несозданный создается, и Невместимый вмещается
+> через посредство <разумной> души, посредничествующей
+> между Божеством и грубостью плоти! Обогащающий нищает - нищает
+> до моей плоти, чтобы я обогатился Его Божеством. <Имеющий в Себе
+> полноту> истощается - ибо лишается ненадолго Своей славы, чтобы
+> я причастился полноты Его. Что за богатство благости? Что это
+> за таинство по отношению ко мне? Я был причастен образу,
+> но не сохранил его; Он причащается моей плоти, чтобы и образ спасти
+> и плоть сделать бессмертной. Он вступает с нами во второе общение,
+> которое гораздо необычайнее (paradoxoteran) первого, поскольку
+> тогда даровал нам лучшее, а теперь принимает от нас
+> худшее!..{Сл.38,13,28-40 ...}
[ Иг. Иларион Алфеев
ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА (III.5)
www.krotov.info/libr_min/a/alfeev1/3_15.html ]
-------------------------------------
* Евангельское
чтение - эпизод № 84~
по "Брюссельскому согласованию" (messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#0)
.
Желаю всяческих успехов! |
|
редактор-составитель рассылки |
|
Александр Поляков |
My ICQ # 112678438
|
*Христос – посредник в Новом Договоре с Богом.
Смерть Христа стала выкупом, освобождающим от грехов,
совершенных во время действия первого договора,
чтобы призванные могли получить вечное наследие, обещанное Богом.*
(Евр.9:15)
|