* 8 марта
ст.ст., пт - церковные
чтения: Ис.7:1-14#;
Быт.5:32-6:8#;
Притч.6:20-7:1#. > Раскаивается ли Бог? > В Книге Бытие (6:6) утверждается: "И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем". <...> > В Книге Чисел (23:19), однако, говорится: "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться...". > Два эти стиха - особенно так, как они переведены в некоторых английских версиях <(и русском синодальном переводе)> Библии - нередко упоминаются критиками в качестве фрагментов, содержащих вопиющие и непримиримые противоречия. Как оба эти заявления могут быть истинными - утверждения о том, что Бог никогда не раскаивается, и о том, что Он всё же раскаялся? Писания предлагают солидный перечень строгих заявлений, где утверждается, что Бог неизменен, и что Ему не свойственны чувства, хоть сколько-нибудь напоминающие человеческое раскаяние. Зная, что Бог совершенен, всеведущ и настолько же далек от возможности совершить какую-то ошибку, как небо далеко от земли, мы должны заключить, что Бог не может менять Своих убеждений, равно как симпатий и антипатий. Покаяние, в общепринятом смысле этого слова, не свойственно и не может быть приписано Ему. Это слово в данном случае означает не сокрушение в совершении чего-то ошибочного, но лишь сожаление, как это переведено в некоторых английских версиях Библии. > Мы знаем, что Библия рассказывает нам о Боге в тех выражениях, которые мы применяем для описания людей. Это единственный путь, которым Бог - Непостижимый и Бесконечный Бог, Источник всего сущего - мог дать нам такие откровения о Себе, которые могли бы быть хоть немного понятны нам, смертным, чьи мыслительные способности, несмотря на все наши возвышенные гимны своему разуму и своим достижениям, весьма и весьма ограничены. Поэтому Бог часто говорит о Себе так, как будто Он обладает чувствами, душевными привязанностями и настроениями, присущими нам. Поскольку, посылая на землю Потоп, Бог действовал так, словно Он "раскаялся" в том, что сотворил человечество, Ему приписывается "раскаяние" или изменение отношения. Выражение "Бог раскаялся", таким образом, означает, что Бог совершил нечто такое, что в наших, человеческих глазах, выглядит раскаянием. Используемый здесь язык является просто фигуральным, и это выражение не следует принимать буквально. > Чтобы сказанное не было истолковано просто как "уловка" или повод для того, чтобы "вывернуться" из затруднительного положения, мы можем сравнить другие фрагменты из Писаний, где святыми очевидно используется подобный же фигуральный язык. Возьмем, например, Псалом (101:26), где сказано: "...и небеса - дело рук Твоих". О Боге здесь говорится так, словно Он является человеком, сделавшим небеса своими руками. Подобным же образом в Псалме (8:4) о небесах говорится, как о "деле Его перстов". Человек, понимающий фигуральный язык, не станет утверждать, что эти выражения следует принимать буквально. Мы используем подобные языковые конструкции и в наши дни. Например, любой человек может сказать: "Меч Вашингтона решил исход Революционной войны". Мы не можем лишать святых, писавших Библию, возможности выражаться так, как это принято у нас, используя те же образные выражения, которые мы применяем сами - чтобы они могли дать нам вразумительное и живое представление об описываемых событиях.
*Господь увидел, как много зла на земле от людей:
все их мысли непрестанно устремлены к злу. Пожалел Господь, что создал на земле человека, и в негодовании сказал: "Я смету с лица земли всех людей, которых сотворил, а вместе с ними и скот, и зверей и птиц. Я жалею, что создал их". Один лишь Ной был угоден Господу.* (Быт.6:5-8) * * * "И вот теперь оно то благоприятное время, теперь день спасения!" (2Кор.6:2) Этот день в российском правосл. церковном календаре: |